О казацких корнях Мариуполя. Вторая часть статьи доцентов кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета Вадима Коробки и Юлии Коробки, которые приводят доводы и факты относительно настоящей даты основания Мариуполя.
Первая часть текста по ссылке. Вторая часть текста здесь. Третья часть - здесь.
По сведениям епископа Феодосия (Макаревского), достоверность которых не вызывает сомнения, в 1776 г. азовский губернатор Василий Чертков, осматривая наш край, нашел здесь "множество православного народа", каменную часовню и иеромонаха Межигорского монастыря. Во время этих осмотров жители Кальмиуса обратились к начальнику губернии с просьбой вернуть обратно вывезенную церковную утварь Свято-Николаевской церкви, которая была необходима для православного храма и совершения богослужений. Получив по этому делу подробное сообщение от второго начальника Кальмиусского уезда секунд-майора Горленского, Чертков обратился к архиепископу Словенскому и Херсонскому с просьбой разрешить перевезти из Каменки в Кальмиус Николаевскую церковь (очевидно, имелась в виду церковная утварь).
Титулка книги, составленной Феодосием Макаревским, в которой содержатся сведения о кальмиусской Свято-Николаевской церкви и ее последних священниках.
Попытки церковного начальства откомандировать кого-то в Кальмиус для перевозки церкви и дальнейшего совершения церковных служб и обрядов по заказу прихожан были безуспешными из-за удаленности поселка. Вероятно административные усилия губернского и епархиального руководства не имели бы положительных последствий, если бы не нашелся священник, стремившийся устроиться в вакантном приходе. Это был Иван Филиппов, которого по его собственной просьбе указом духовной консистории Славянской епархии (предшественница Екатеринославской) от 31 мая 1777 г. назначили в Кальмиус для службы в местном храме. Тем же самым указом вышеупомянутому клирику было поручено перевезти в Кальмиус из Каменки Николаевскую церковь. Эти епархиальные предписания, безусловно, были реализованы, и в Кальмиусе по потребности местных жителей начал полноценно действовать православный приход.
После смерти Ивана Филиппова настоятелем Свято-Николаевской церкви 3 декабря 1779 г. был назначен в соответствии с его собственным желанием и просьбой протоиерей Роман Кошевский из Александровской крепости.
Итак, как видим, поселок Кальмиус никуда не исчез с ликвидацией Запорожской Сечи и паланочного устройства территории Вольностей Войска Запорожского Низового. Прихожане кальмиусского храма (часовни) ходатайствовали о возвращении утвари казацкой Свято-Николаевской церкви сечевых времен.
Осмотр Чертковым нашего края в 1776 г. привел к тому, что в губернской канцелярии Азовской губернии, при участии Черткова, проектировалось, среди прочего, образовать Павлоградский уезд и построить город Павлоград "на устье реки Кальмиуса при Азовском море". На строительство города из государственной сметы выделялись средства. О существовании здесь поселка Кальмиус почему-то не упоминалось. Чуть позже появились сообщения о поселке Кальмиусская государственная слобода, которое образовалось как бы с началом правления Черткова.
Василий Чертков, губернатор Азовской губернии с 1775 по 1781 годы.
Здесь есть необходимость сделать небольшое нелирическое отступление. Реальность екатерининских времен была такой, что на всех этажах государственной власти, начиная с самого высокого, чиновники делали сообщения или отчеты, в которых преувеличивался их собственный вклад в реализацию имперской политики.
Кстати, в подавляющем количестве документов, созданных в канцелярии Азовской губернии, в которых содержатся сведения о проектировании города на правом берегу при устье Кальмиуса и уже декларируется его наличие, применяется название - Павлоград, реже - Павловск. Уже упоминавшийся епископ Феодосий (Макаревский) ввел в обращение однообразное название этого населенного пункта - Павловск. Можно предположить, что епископ-исследователь прибегнул к этому из-за стремления обойти вероятную путаницу с Павлоградом (современный райцентр Днепропетровской области). Этот город расположен в междуречье рек Самара и Волчья. Его становление произошло в конце 1770-х - в первой половине 1780-х годов. В официальные мариупольские анналы вошло название Павловск как исторического предшественника Мариуполя.
Документы свидетельствуют, что с 1778 г. азовская губернская канцелярия задекларировала наличие города Павлограда (Павловска) на пространстве в непосредственной близости к месту, где на имперских картах 1768 - 1775 гг. обозначалось нахождение Кальмиусской паланки (Кальмиуса). Сейчас известны по меньшей мере две мелкомасштабные обзорные карты Азовской губернии 1778 г., на одной из которых обозначен Павлоград и другой Павловск. Скорее всего этими документами чиновничество, которое было в орбите властных полномочий генерал-губернатора Потемкина, должно было отразить успешное выполнение освоения (колонизацию) новых присоединенных к империи территорий. В Павловске Чертков совершил закладку нового храма - Марии-Магдалининской церкви, - что должно было символизировать основание города. Документ, отразивший это событие не сохранился до нашего времени, но его содержание отразилось в одном из краеведческих очерков епископа Феодосия (Макаревского), созданного в 1870-х годах. Благодаря этому у нас есть сведения об этом факте.
Сведения о Павловске (Павлограде) из документов азовской губернской канцелярии дали основание сотруднице Мариупольского краеведческого музея Рени Саенко для определения 1778 года - временем основания Мариуполя (Жданова). До этого вывода официальной датой начала Мариуполя считался 1779 г. Умозаключения краеведа были сформулированы в 1977 г. и восприняты тогдашней городской властью за чистую монету. Местные партийно-советские структуры 1978 г. устроили помпезное празднование 200-летия города. 1778 год - до сих пор официально признанная "начальная дата" мариупольского городского летоисчисления. Правда, историк, находясь под впечатлением сведений об имперских градоосновательских инициативах, делала вид, что не замечает сведения о поселке Кальмиус с действующей Свято-Николаевской церковью, о которых говорилось выше.
Рена Саенко, научный сотрудник Мариупольского краеведческого музея, в котором проработала в 1956 - 2006 гг.
О Кальмиусской слободе. Из переписи населения Азовской губернии, датированной апрелем 1779 г., узнаем о существовании Кальмиусской слободы и ее населения, состоявшего из 93-х человек, большинство из них были бывшие запорожские казаки и лица женского пола, очевидно, их жены, - 77 (45+32). А остальные - 16 человек мужского и женского пола (13+3) - ведомость обозначила как людей "польской национальности". Термин "слобода" должен был засвидетельствовать, что население поселка - лично свободные люди, а не крепостные. На наш взгляд, бывшая Кальмиусская паланка (Кальмиус) в имперской отчетности получила наименование государственной слободы и теперь называлась "Кальмиусской слободой". Центральным пунктом этого поселка, по нашим соображениям, была Свято-Николаевская церковь.
Государственной слободой начали называть и поселок бывших запорожских казаков, который располагался на Белосарайской косе (полуострове на побережье Азовского моря западнее р. Кальмиус). По сведениям вышеупомянутой переписи здесь жили 31 бывший запорожский казак и 1 женщина и 9 человек (мужчин) "польской нации".
По сведениям вышеупомянутой переписи 1779 г. из 75 жителей Павлограда (упоминавшегося уже нами здесь как Павловск) бывшие запорожские казаки и их жены составляли подавляющее большинство - 57 (38+19) человек, 5 (3+2) в этом документе зачислены к "малороссийской нации" (украинцы, как правило в те времена, с территории Малороссийской губернии, наследницы Гетманщины), 8-х (5+3) - к "великорусской нации", 5-х (4+1) - к "польской нации".
В то же время в результате переписи устанавливалось наличие в неофициально определенном Павлоградском уезде 374 работника (+8 человек женского пола), которые не имели собственного жилья. В их числе были 329 бывших запорожцев вместе с женами (+6), людей "польской национальности" - 42 человека мужского пола и 2 - женского, 2 еврея и 1 великороссиянин.
Захоронение епископа Феодосия (Макаревского) возле Спасо-Преображенского кафедрального собора, г. Днепр.
В общем, по вышеупомянутым сведениям можно предположить, что на территории, выделенных чиновниками под устройство Мариуполя - поселения православных христиан, вышедших из Крымского ханства, - в разных местах уже существовали два поселка. Это были Кальмиусская слобода (Кальмиус), считаем вероятным, - непосредственное продолжение казацкой паланки и Павлоград (Павловск) - паланочный пагон.
Расстояние между Кальмиусом и Павлоградом для пешехода не превышало, по нашим подсчетам, 2-х км. Или рассуждайте сами, какое расстояние для идущего пешком от района Гавани, где когда-то располагалась паланка, до пересечения проспекта Мира с ул. Греческой, где была первая церковь во имя Марии-Магдалины, заложенная Чертковым.
В обоих поселках, и вокруг них (в задекларированном Павлоградском уезде) господствующим по численности сообществом были бывшие запорожские казаки с женами. В этом отражается континуитет (непрерывность и последовательность) развития Кальмиусской паланки Запорожской Сечи в постсечевой период. Белосарайская слобода (расположенная на побережье Азовского моря на территории полуострова Белосарайская коса) тоже была воплощением хозяйственного освоения края запорожцами, наследия Кальмиусской паланки в цивилизационном освоении края.
Предполагаем, что зафиксированные в документах сообщения о лицах "польской национальности", отражают наличие в это время на территории Надазовья беглых украинских крестьян из-под Речи Посполитой. Учитывая все эти обстоятельства, можно прийти к выводу, что представители разных сословий украинского этноса - бывшие запорожские казаки и украинцы из подроссийской и подпольской частей Украины - были численно доминантной группой населения на территории Павлоградского уезда, задекларированного Азовской губернской администрацией. Они были представителями того этноса, через который в ХХ в. образовалось государство Украина.
ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО исследования:
О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 2. Новые попытки привлечь внимание к дате основания Мариуполя и действия команды Бойченко на этом направлении.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 3. Каким был поселок Кальмиусская паланка.