О казацких корнях Мариуполя. Часть 5. Встреча православных христиан из Крымского ханства и украинцев на территории, где вырос Мариуполь

О казацких корнях Мариуполя. Вторая часть статьи доцентов кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета Вадима Коробки и Юлии Коробки, которые приводят доводы и факты относительно настоящей даты основания Мариуполя.

Первая часть текста по ссылке. Вторая часть текста здесь. Третья часть - здесь. Четвертая - по этой ссылке.

...Между тем, с 1778 г., христиане-подданные Крымского ханства, охваченные, среди прочего, небезосновательными опасениями татарского гнева, в качестве вынужденных переселенцев, разделенных на численно неравные группы по конфессиональной принадлежности (православные, армяно-григориане и римо-католики), покинули свою родину. 

Все это осуществлялось по замыслу высших властных кругов Российской империи и за счет ее сметы. Попав в пределы ее государственной территории, переселенцы были провозглашены подданными Екатерины ІІ. В соответствии с жалованными грамотами императрицы (законодательными актами) от 1779 г. каждая конфессиональная группа получила однотипные привилегии и разные местности для оседания. Православным, переселение которых возглавлял митрополит Игнатий, досталась территория, прилегавшая к северному побережью Азовского моря, которая недавно находилась в ведомстве Кальмиусской паланки. Именно на этой местности на некоторое время сосредоточилось внимание лиц из высших этажей имперской власти в Санкт-Петербурге. Выведенная из Крымского ханства православная, полиэтническая, по меньшей мере двуязычная община, позже в имперском законодательстве получила название - "мариупольские греки".

"Жалованная грамота христианам греческого закона, вышедшим из Крыма в Азовскую губернию на поселение" от 21 мая 1779 г. Законодательный акт Российской империи. Фрагмент. Этот документ часто ошибочно называют "Жалованная грамота об устройстве христиан-греков, выведенных из Крыма". 

Пока переселенцы из ханства двигались на обещанные земли, императорский наместник Потемкин 29 сентября 1779 г. выдал ордер (приказ) губернатору Черткову, в котором говорилось о городе Мариуполь, который нужно было "построить" для новых подданных "на берегу Азовского моря при устье реки Кальмиус". Иначе говоря, новый населенный пункт должен был появиться на старом месте оседлой жизни людей, охватив поселок Кальмиус и недавно задекларированный основанным Павловск (Павлоград). По содержанию ордера в Мариуполе предполагалось исключительное проживание православных переселенцев из Крымского ханства.  Жители же предыдущего времени должны были перейти на новое место жительства, в другие города Азовской губернии.  По потемкинскому приказу планировался выкуп их домов и церкви за казенный счет. 

Григорий Потемкин. Портрет кон. XVIII в.

Отметим здесь неправомерное расхождение приказа Потемкина с установками императрицы относительно устройства городской жизни на территориях, которые должны были быть заселены православными переселенцами из ханства. По букве и духу уже упоминавшейся Жалованной грамоты, "христианам греческого закона" (православным) от 1779 г. не предусматривалось никакой исключительности для переселенцев в городских условиях, где должны были воплощаться самые выгодные для торговли обстоятельства. Именно их ограничивал ордер Потемкина, определяя обособленность новой городской громады и выселение жителей Кальмиуса и Павловска, что обусловливало заторможенное дальнейшее развитие новосозданного Мариуполя. Предписание всесильного царского фаворита никем не оспаривалось, но и не выполнялось стопроцентно.

Как раз с этими, не зафиксированными законом, мнимыми привилегиями суждено было в 1780 г. столкнуться протоиерею Роману Кошевскому вместе со своими прихожанами на кальмиусских приходских территориях. 

26 июля 1780 г. завершилось переселение той группы православных переселенцев из Крымского ханства, которым было выделено место для городского поселения. Указанная дата стала первым днем их пребывания на территории, где появился наш город. По сведениям архиепископа Гавриила (Розанова): "...Митрополитъ Игнатій Готѳійскій и Кафійскій, отобрал, со всею утварью, Свято-Николаевскую походную Калміусскую церковь и устранивъ отъ оной тамошняго протопопа Романа Кошевскаго, определил къ ней для священнослуженія своихъ Греческих священниковъ".

Митрополит Игнатий

Очевидно, церковь у местных жителей духовное начальство переселенцев насильно отняло в первый же день пребывания их на территории, где суждено было вырасти Мариуполю. На следующий день, то есть 27 июля, из Кальмиуса (Кальмиусской слободы) духовному начальству была отправлена жалоба, составленная, вероятно, протоиереем Романом Кошевским. Клирик пытался оспорить действия новоприбывших.

Тот же факт, свидетельствовавший о прекращении кальмиусской церковной жизни, зафиксирован и Феодосием (Макаревским). "...Отобрали у Кошевского церковь его", - отметил епископ-краевед. По его сведениям сначала митрополит Игнатий для своей паствы "совершал богослужения и священнодѣйствия в Кальмиусском Свято-Николаевском храмѣ".

Сведения дошли до действующего тогда правящего архиерея Славянской и Херсонской епархии архиепископа Никифора (Феотоки), в составе епархии которого был Кальмиусский приход. Такой непонятный архиерею ход дел вызывал у него по крайней мере вопросы, требовавшие объяснений. Ситуация была разрешена благодаря деловой переписке архиепископа Никифора с губернатором Чертковым, который как опытный бюрократ, заверил главу епархии, что кальмиусские прихожане не пострадают, а смогут удовлетворять свои религиозные потребности на другом месте. В то же время митрополит Игнатий письменно объяснял архиепископу Никифору, что Кальмиусскую церковь он взял в свое ведомство с разрешения Потемкина. И первое, и второе объяснение, на наш взгляд, были похожи на некое умышленное уклонение от истины. В конце концов, церковная утварь кальмиусской церкви (антиминс, ризы, книги, иконостас и иконы) была перенесена в новообразованный Павлоград.

Архиепископ Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) (1779 - 1786 гг.) 

Некоторое время жители Кальмиуса и Павловска жили рядом с переселенцами из Крымского ханства, но в конце концов вынуждены были оставить свои жилища и переселиться в другие места, впрочем, не все. Внимательное изучение документальных материалов дает основания утверждать, что среди прибывших из крымского ханства православных христиан жителей Мариуполя остались жители еще паланочных времен и недолговечного Кальмиусского уезда, которые не могли оставить свой налаженный "бизнес". Они стремились иметь свой храм с понятным языком богослужения и достигли своей цели. 

Но это совсем другая история, которую мы обещаем в дальнейшем рассказать.

ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО исследования: 

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя

О казацких корнях Мариуполя. Часть 2. Новые попытки привлечь внимание к дате основания Мариуполя и действия команды Бойченко на этом направлении

О казацких корнях Мариуполя. Часть 3. Каким был поселок Кальмиусская паланка

О казацких корнях Мариуполя. Часть 4. Начало имперского упорядочения территорий поселка Кальмиус и его окрестностей. Кальмиусская слобода. Павловск