О казацких корнях Мариуполя. Шестая часть статьи доцентов кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета Вадима Коробки и Юлии Коробки, которые приводят доводы и факты относительно настоящей даты основания Мариуполя.
Первая часть текста по ссылке. Вторая часть текста здесь. Третья часть - здесь. Четвертая - по этой ссылке. Пятая часть исследования здесь.
Исторические источники свидетельствуют, что в 1740-х гг. запорожские казаки начали системное, оседлое хозяйственное освоение побережья Азовского моря. Благодаря этому устанавливались хозяйственные (торговые) связи Надазовья с украинскими землями, имперским пространством и заграницей. Поселок Кальмиусская паланка была зародышем торгово-транспортного хаба (узла), полноценное становление которого произошло уже в пределах Мариуполя в течение почти всего XIX в.
Преемственность с казацким периодом (особенно в начале освоения краем переселенцами из Крымского ханства) заключалась в непрерывном наличии украинского этнического компонента в развитии производительных сил края. Так, вследствие нерасположенности "мариупольских греков" к рыболовству "одними только малороссиянами лов производится".
Украинское казачество положило начало тому, что в нашем крае продолжается до сих пор - непрерывной традиции развития производительных сил. В то время, прежде всего, к ним относились орудия для рыболовного промысла - суда, лодки, рыболовные снасти, а также люди, способные к труду, которые имели определенные навыки и знания судоходства, рыболовства, обработки и хранения рыбы, икры и других рыбопродуктов.
Город Мариуполь устраивался не на пустом месте. От исторических предшественников осталось материальное наследие, вероятно, до 9% первоначальной потребности в жилых помещениях. В тогдашнем отчете отмечалось: "...Куплено у прежде живших там малороссиян пятьдесят пять [55] домиков".
Украинская составляющая Мариуполя (этническая, языковая, бытовой культуры и интеллигентская среда с 1870-х годов) является непременным компонентом его городской истории от Кальмиусской паланки до наших дней.
Имперское законодательство требовало создания чертежей планов городов, которые отражали бы реальные и запроектированные объекты городской застройки. На всех сейчас известных, опубликованных в сети, планах Мариуполя 80 - 90-х гг. XVIII в. изображено совсем пустой ту местность, где когда-то располагался поселок Кальмиусская паланка (Кальмиус) - территория между правым берегом устья реки Кальмиус, побережьем Азовского моря и озером Домаха.
Проект развития Мариуполя 1784 г.
Изображение пустыря на месте, где был поселок Кальмиус на проектах городской застройки Мариуполя 80-х - 90-х гг. XVIII в., конечно, можно объяснить тем, что его оставили жители - бывшие казаки, семейные и одиночки. Действительно, такое было. Некоторые в краеведческих пабликах используют эти факты для отрицания преемственности между поселком Кальмиусская паланка (Кальмиус), с одной стороны, а с другой - Мариуполем.
Впрочем, такие умозаключения опровергаются рядом соображений и фактов. Во-первых, картографические материалы не могут служить исчерпывающим источником сведений. Очевидно, они составлялись в губернской канцелярии, в отрыве от местных реалий.
Во-вторых, несовершенство чертежей городской застройки Мариуполя 80-х - 90-х гг. XVIII в. подтверждается большой ошибкой - неправильным обозначением устья р. Кальмиус - того места, где он впадает в Азовское море. Эта ошибка переходила из одного плана Мариуполя в другой, от 1782 г. до 1799 г., более 10 раз. Понятно, что первый чертеж служил образцом второму и так далее. Ясно то, что делался он за сотни верст от натуры, как и последующие. Дело в том, что у правительства империи руки не доходили до упорядочения судоходства в этой местности, а местного самоуправления фактически не существовало, поэтому не принимались во внимание реалии и частные инициативы.
В-третьих, именно частная инициатива расцветала здесь со времен основания поселка Кальмиусская паланка (Кальмиус). Устье реки Кальмиус было своеобразным мелководным заливом Азовского моря. На этом месте была база для стоянки (гавань) казацкой добывающей "флотилии". Здесь непрерывно, именно со времен паланки, до нашего времени функционировали пункты для причаливания и разгрузки с судов (в основном рыбы). Здесь же происходила погрузка на средства тогдашнего водного транспорта рыболовных орудий, вероятно, соли, пищи и водки для рыбаков. Есть пока что единичное свидетельство вывоза отсюда за границу империи зерна еще в паланочные времена.
Во времена паланки на побережье устья р. Кальмиус не были оборудованы специальные причальные сооружения для маленьких казацких судов. Сейчас нет ответа на вопрос о наличии в течение последней четверти XVIII в., в постпаланочные, мариупольские времена, специально оборудованного причала, складских помещений. Но суда не прекращали отчаливать с целью рыбного промысла и его материального обеспечения, не останавливался, а увеличивался завоз сюда добытой рыбы.
"Главный внутренний торг в Мариуполе есть рыбной", - утверждал Таганрогский градоначальник барон Балтазар Кампенгаузен в отчетности за 1807 г. в министерство внутренних дел (с этого года наш город попал в административное подчинение Таганрогского градоначальства).
Бальтазар фон Кампенгаузен - таганрогский градоначальник (1805 - 1809 гг.)
По сведениям другого таганрогского градоначальника, генерал-майора Петра Папкова, которые были опубликованы Еленой Дружининой, признанным специалистом по истории Южной Украины, рыба и рыбные продукты в большом количестве доставлялись из разных мест азовского побережья к Мариупольской пристани. С этой целью использовались специальные лодки (на языке документа - "лотки"), поднимавшие по 3-5 тыс. пудов груза (в 1810 г. таких лодок было до 70, причем каждая делала по 3-4 ходки). Суходолом в Мариуполь приходило за рыбой и рыбными продуктами до 10 тыс. фур. По нашему мнению, это были чумацкие мажи. Есть и другие подобные сведения, очевидно, за другой год. В них говорится, в частности, о приезде в Мариуполь до 13 тыс. чумаков (на языке документов - "фурщиков"), которые вывозили выловленную рыбу на продажу в малороссийские губернии.
Петр Папков - генерал-майор, таганрогский градоначальник (1810 - 1821 гг.).
Количество судов, маж (фур) и чумаков взято не с потолка. В городе велся их учет, взимались соответствующие городские сборы: с приходящих судов по 2 рубля, с маж (фур) по 10 копеек. По нашим подсчетам в Мариуполе, как центре рыбной торговли, в первом десятилетии XIX в. ежегодно происходила продажа-покупка от 6,4 до 22,4 тыс. т рыбы. Поступления от рыботорговли, сборов с рыбных ловов на территории городской громады могли составлять 80 и более процентов доходов очень скромного тогда мариупольского бюджета. Таким образом откликалось паланочное наследство.
Чумаки, 1804 г. Кристиан Готфрид Гейнрих Гайслер - немецкий рисовальщик, гравер на меди
Результаты деловой активности и перспективы развития были замечены имперской администрацией. 1799 г. свет увидел законодательный акт, декларировавший создание в Мариуполе отпускной таможенной заставы. Это знаменовало начало вывоза за границу хлеба. Кальмиусская гавань превратилась в порт, который играл немалую роль в экспорте пшеницы в XIX в.
Незаурядное значение на территории Вольностей Войска Запорожского Низового имели дела пастырской опеки о казаках и наемников паланки, ее окрестностей и удовлетворения их религиозных потребностей. Неоднократные упоминания о наличии в Кальмиусе православного храма свидетельствуют, что здесь священник и миряне составляли церковную общину - приход. Неоспоримым фактом является и то, что она находилась в составе епархии Киевского митрополита. Не первым ли православным храмом на тернах, где вырос Мариуполь, была эта казацкая Свято-Николаевская церковь? Думаем этот вопрос риторический, то есть содержит в себе утвердительный ответ. Это факт цивилизационного значения. Переселенные из Крымского ханства православные христиане попали в родственное в цивилизационном плане человеческое окружение, что облегчало их адаптацию. Определенное значение имело то, что они пользовались сначала храмом целиком, а после вывоза церковной утвари его помещением.
Смеем предположить, что письма из Кальмиуса, адресованные в Киш (правительство Сечи), были первыми текстами, написанными в нашей местности с применением кириллического алфавита. С Кальмиусской паланкой как минимум можно связывать первую служебную переписку, которая велась на территории мариупольского Надазовья, что представляет Кальмиусскую паланку (Кальмиус) как часть налаженного административного организма.
Учитывая то, что в конце ХVII в. Юг Украины как часть Османской империи был в сфере исламской цивилизации, продвижение украинского казачества на территорию устья Кальмиуса и побережья Азовского моря впервые представило здесь устойчивый оседлый и христианский мир (цивилизацию).
ЧИТАЙТЕ НАЧАЛО исследования:
О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 2. Новые попытки привлечь внимание к дате основания Мариуполя и действия команды Бойченко на этом направлении.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 3. Каким был поселок Кальмиусская паланка.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 4. Начало имперского упорядочения территорий поселка Кальмиус и его окрестностей. Кальмиусская слобода. Павловск.
О казацких корнях Мариуполя. Часть 5. Встреча православных христиан из Крымского ханства и украинцев на территории, где вырос Мариуполь.