Анатолий Герасимчук: Верните Мариуполю его украденную историю

Фото Сергія Ваганова

Мариуполь - один из самых ярких примеров того, как трактовка истории может повлиять на настоящее.

Когда Путин планировал свою войну против Украины, то задолго до войны он начал рассказывать об "исконно русских землях" на территории Украины, о Новороссии, о "древних русских городах" Мариуполе, Одессе и других.

И опирался в первую очередь на даты основания украинских городов. Сфальсифицированные даты основания.

Одесса, Днепропетровск, Донецк, Мариуполь - даты основания этих городов все как один после 1775 года.

Что же это такое - 1775 год?

Это - год второго и последнего (впервые это было в 1709 году при Петре Первом) разгрома Запорожской Сечи и официального присоединения земель Сечи к России.

После ликвидации Запорожской Сечи Екатерина II 3 августа 1775 года издала специальный манифест, в котором провозгласила: "...Мы восхотели через это объявить во всей Нашей империи... что Сечь Запорожская вконец уже разрушена с истреблением на будущее время и самого названия запорожских казаков...".

Российская императрица немецкого происхождения Екатерина ІІ тогда не только окончательно разрушила Запорожскую Сечь, отправив ее последнего кошевого Петра Калнышевского в 25-летнюю ссылку на Соловецкие острова, его соратников - в сибирские монастыри, а остальных казаков - на Кубань и за Дунай, в подданство Турции. После 1775 года империя начала масштабное массовое переселение на запорожские земли переселенцев из Германии, Сербии, Молдовы, Болгарии.

С болью в сердце о тех временах писал наш славный Кобзарь:

І на Січі мудрий німець

Картопельку садить,

А ви її купуєте,

Їсте на здоров’я

Та славите Запорожжя.

А чиєю кров’ю

Ота земля напоєна,

Що картопля родить, —

Вам байдуже. Аби добра

Була для городу!

А в 1778 году по приказу Екатерины известный российский полководец Суворов осуществил депортацию греков, армян и грузин из Крыма на территорию современной Днепропетровской области. По факту это было крупномасштабное "великое переселение" народов на земли украинской Запорожской Сечи.

Чтобы "истребить на будущее время само название запорожских казаков", тогда же началось массовое переименование населенных пунктов на казацких землях и выдаваться указы об учреждении городов там, где до того веками жили украинцы. Украинцы были "переведены" в ранг американских индейцев, туземцев, которые права на вхождение в историю не имели. Потому что империя не считала украинцев за людей.

Именно поэтому такие города как Донецк, Мариуполь, Одесса, Днепропетровск и другие города юго-востока Украины свою официальную историю начинали с появления на этой территории государства российского. И были лишены права на свою историю.

И именно это стало обоснованием тезиса Путина о якобы "древних российских городах" на территории Украины, в частности в Крыму и на Донбассе, которые они пришли освобождать от украинцев. 

К сожалению, о возможных последствиях российской фальсификации истории украинских городов украинская власть не думала на протяжении 30 лет независимости Украины. 

В своей статье "О возрасте, любви и исторической справедливости" от 18 сентября 2010 года Анна Романенко писала: "Собственно первым начал дискуссию по поводу официальной даты основания города историк, краевед и журналист Анатолий Герасимчук. Его статья, вышедшая еще в 1995 году, наделала много шума и сегодня не теряет актуальности". 

Действительно, тогда было много шума. Я тогда стучался во все двери - к местной власти, в музей, в местные газеты, встречался с краеведами и историками, которые писали на темы основания Мариуполя - Львом Яруцким, Василием Пирко, Реной Саенко, Петром Лавривым, Вадимом Джувагой, Григорием Шведом и другими.

Под моим редактированием и за мои средства вышел тогда первый номер мариупольской самиздатской газеты "Домаха", которую потом продолжили издавать активистка "Просвиты" Майя Уколова, мариупольский журналист Николай Рябченко, краевед Вадим Джувага (сейчас в ВСУ защищает Украину). Целью той газеты было в том числе возрождение истории Мариуполя.

Но как раз тогда начался процесс канонизации митрополита Игнатия - духовно-административного наставника переселения 30 тысяч православных греков, армян, грузин из Крыма в 1778 году. За тот "проявленный подвиг и мужество" под руководством Суворова и Потемкина Екатерина II наградила митрополита "бриллиантовой панагией", которую он носил вместо креста, и тремя тысячами рублей - за усердие в переселении православных Крыма (Суворов за ту депортацию также получил орден и большое денежное вознаграждение).

В 1997 году митрополит Игнатий был канонизирован как духовный покровитель и основатель города Мариуполь, ему был установлен памятник на территории построенного на средства экс-мэра Мариуполя Михаила Поживанова собора Архистратига Михаила (впоследствии в Мариуполе установили еще два памятника Игнатию). 

В тот же период начались массовые театрализованные празднования города Мариуполь. Масштабное карнавальное шествие коллективов и жителей города тогда начинали величественные Екатерина II и Потемкин (как основатели Мариуполя), которых изображали лучшие артисты мариупольского русского драматического театра (только в 2016 году мариупольский русский драматический театр был переименован в Донецкий академический областной драматический театр). 

Такое чествование Екатерины II и Потемкина как основателей Мариуполя не могло не тревожить, потому что уже тогда было понятно, чем это может закончиться. В 1997 году я даже придумал "диверсию" - пронести перед Екатериной с Потемкиным по Мариуполю большой красный транспарант с надписью "Это тот первый, что распинал нашу Украину, а вторая доконала...". И еще один транспарант с надписью о казацком основании Мариуполя-Домахи. 

Транспаранты я попросил нарисовать художника Володю Жданова, принес их в скрученном виде к драмтеатру, возле которого обычно начиналось шествие. Вся площадь и все прилегающие улицы были заполнены людьми, полицией и т.д., поэтому не все проукраинские активисты согласились нести транспаранты. Пришлось нам с Евгением Кораблевым (сегодня в ВСУ защищает Украину) вдвоем разворачивать прямо перед выездом "Екатерины" один транспарант на всю ширину улицы перед драмтеатром и мы так и пошли во главе шествия по центральной улице Мариуполя. Когда другие ребята увидели, что нас не "пакуют" (никто ничего из власти сначала не понял, а дальше было поздно устраивать "упаковку" на глазах тысяч людей, потому что мы же ничего плохого не делали, просто шли) - то развернули и второй транспарант - об основании Мариуполя. 

Та деятельность побудила местные власти Мариуполя даже провести конференцию на тему основания Мариуполя, начали подключаться другие историки - но все упиралось в категорическое нежелание местных властей менять дату основания Мариуполя. 

Понимание важности истории и ее влияния на судьбу Мариуполя пришло к власти только вместе с войной.     

Когда и кем основан Мариуполь

Многим из учебников истории знакомо словосочетание "Кальмиусская паланка". Паланкой в Запорожской Сечи называлась территория, по-современному, область. Их было в Сечи в разные периоды от пяти до восьми. Они назывались по имени административного центра. Административный и торговый центр Кальмиусской паланки, в которую входили земли практически всей нынешней Донецкой области, находился в Кальмиусе (ныне Мариуполь).

Там была и крепость, и церковь, и гарнизон в 200 казаков, и магазины купцов даже из Таганрога и Ростова, и подчиненная огромная территория - от Мариуполя до Славянска. В Кальмиусе наряду с казаками проживали посполитые (крестьяне), которые, как и казаки, имели своего выборного атамана. В Кальмиусе была администрация паланки во главе с полковником, который имел свою печать, подробно описанную не только у того же известного историка Дмитрия Яворницкого, но и в книге мариупольского издателя Хараджаева "Мариуполь и его окрестности", изданной в 1892 году. В этой книге упоминается о казацкой крепости, остатки которой сохранялись еще в первой половине XIX века. В этой книге рассказывается не только о Мариуполе, о Павловске, о Кальмиусе (предыдущие названия Мариуполя), но и о городище Домаха, с которого и начинается история Мариуполя (по некоторым данным, это было начало 16 века).

Подробно описывается жизнь и быт казаков, в том числе и в Кальмиусской паланке, в книге "История Новой Сечи" Скальковского. Он утверждает, что поселение Кальмиус основано в начале XVI века.

На сегодня есть несколько версий даты основания Мариуполя.

Год 1611, как дату основания Мариуполя, впервые озвучил мариупольский исследователь Дмитрий Грушевский в очерке "Жданов", помещенном в первом издании "Истории городов и сел Украинской ССР. Донецкая область. -Киев. 1970. - с.391". Автор сослался на документ Центрального государственного исторического Архива Украины (фонд 229, опись 1 единица хранения 152. лист 2) и заявил, что именно эту дату следует считать датой основания города Жданова. Позже архив не подтвердил соответствие сноски указанному документу, то есть в указанном документе, который хранится в архиве, не упоминается крепость в устье Кальмиуса и отсутствует приведенная автором дата.

Историк Петр Лавров, автор "Истории юго-восточной Украины" писал в письме ко мне: "В 1995 году я ездил в тот архив, но ни в листе 2, ни в последующих письмах указанного дела ни одного упоминания о Кальмиусской паланке не нашел... Я бы согласился с таким выводом (выводом архива об отсутствии даты 1611 года - А.Г.), если бы на листе 2 дела 152 под цифрой 2 не было перечеркнуто 27. Всего в деле 152 исправлена нумерация на 15 листах. Я сделал вывод, что Д. Грушевский ссылался на лист 2 правильно, но после него этот и последующие, а также первый лист дела исчезли".

Вот такая вот детективная история. К которой можно добавить лишь то, что доцент Д. Грушевский был работником Мариупольского краеведческого музея, а после него в музее начала работать Р. Саенко. И именно она по заданию Мариупольского горкома партии в 1978 году работала в киевском архиве после Д. Грушевского.

И именно по исторической справке Рены Саенко о наличии на территории нынешнего Мариуполя ремесленников и других жителей по состоянию на 1778 год этот год и был официально установлен как дата основания Мариуполя.

Почему именно 1778 год?

Пример Мариуполя - ярчайший образец политического хамелеонства в творении истории, которая зависит во многом от политической ситуации. От того, кто находится во главе того или иного государственного образования, и какой хочет видеть историю подчиненной ему территории этот правитель.

"Там, где, слившись с притоком Кальчик, река Кальмиус впадает в Азовское море, по-богатырски раскинулся город Жданов (бывший Мариуполь) - один из старейших на Донбассе. Его возраст равен почти четырем столетиям". Такими словами начиналась книга о Мариуполе Дмитрия Грушевского, изданная в 1971 году.

1971 был годом, когда подходил к концу период политической "оттепели", наступивший после смерти Сталина. Уже в 1972 году по обвинению в национализме был снят с должности первый секретарь ЦК Компартии Украины Петр Шелест.

Государственных чиновников охватил новый приступ украинофобии: начался очередной этап наступления на украинский язык, культуру, историю. В который раз из круга научных изданий была исключена запорожская тематика. Прекращена подготовка к печати многотомного академического издания архива Запорожской Сечи.

И уже в 1978 году во втором издании книги о городе Мариуполь у Дмитрия Грушевского появляется соавтор, и вместо (не после, а вместо!) слов о том, что Мариуполю почти четыреста лет, появились такие слова: "Статус города Жданов получил двести лет назад - в 1778 году".

Городской комитет партии в том же 1978 году широко провел празднование 200-летия Мариуполя.

Хотя никакого статуса города в 1778 году никто Мариуполю не присваивал. Нет и не было такого указа или решения. Был административный центр Кальмиусской паланки Кальмиус, который после ликвидации паланки стал центром Кальмиусского уезда Азовской губернии, о чем есть записи от 1776 года. А Кальмиус тогда же переименовали в Павловск, согласно манифесту Екатерины II - чтобы стереть память о казацкой истории города (но и о переименовании вы не найдете ни одного документа).

Вот так просто и буднично из истории города вычеркнули 200 лет. Почему же так произошло, и где истоки, корни этого решения? Как ни крути, а корень один - манифест Екатерины о разрушении Сечи.

После выселения греков из Крыма Екатерина ІІ 21 мая 1979 года выдала им жалованную грамоту, в которой отметила: "Для удобнейшего поселения вашего отвести в Азовской губернии особенную от прочих селений достаточную часть земли по Соленой и другим рекам, и по берегам Азовского моря с тем, что тамошнее обильное рыболовство в дачах селения вашего всемилостивейше жалуем вечно в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну нашу податей; для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города: Екатеринославль и Марионополь, как выгоднейшие для торговли места".

Марионополем после переселения туда греков из Крыма в 1778 году был назван теперешний Павлоград.

По просьбе митрополита Игнатия дать разрешение грекам переселиться с территории нынешней Днепропетровской области, из центра казацких земель, ближе к морю, хотя бы к Азовскому, они в 1780 году получили такое разрешение и начали переселение на территорию современной Донецкой области, откуда начали выселять казаков. Так в ходе тех переселений Марионополь стал Павлоградом, а Павловск - Мариуполем.

А официальной датой основания города Мариуполя оставили 1778 год - на основании справки директора Мариупольского музея о наличии там ремесленного населения. А по факту - чтобы уничтожить память о казацкой истории Домахи-Кальмиуса-Павловская-Мариуполя. То есть 1778 год - подтасованная под политический заказ дата основания Мариуполя.

Но даже в советские времена были периоды, когда люди пытались найти истину. В том же Мариуполе в конце 60-х возле места, где когда-то была казацкая крепость, поставили камень в честь запорожских казаков - и написали, что там еще в 16 веке был казацкий сторожевой пост. Там же было запланировано поставить памятник казакам - основателям города. Но когда в 70-х начались очередные антиукраинские репрессии - дело восстановления истории Мариуполя заглохло.

В уже независимой Украине в Мариуполе начала возрождаться греческая культура, язык, появился памятник "основателю" Мариуполя Игнатию Гозадинову. И даже канонизирован церковью Московского патриархата митрополит Игнатий как покровитель и основатель Мариуполя. Только не успели официальную версию подогнать под основание Мариуполя Игнатием, потому что он впервые появился на территории Мариуполя в 1780 году - на два года позже официальной даты основания.

То есть после 1775 года история на новопокоренных Россией землях начала писаться заново. Это можно сравнить разве что с покорением Америки - когда туземцев там истребляли и загоняли в резервации, а историю начинали с того момента и того часа, когда туда ступала нога белого человека. Все, что было раньше, все индейские цивилизации записывались в предысторию. Именно так произошло и на землях Запорожской Сечи. А казаков начали выселять часть на Кубань для борьбы с кавказцами, часть ушла за Дунай, где приняла турецкое подданство. А многие все-таки остались на своих землях, но история для них начала писаться с нуля.

Какова же истинная дата основания Мариуполя?

Наконец, уже во время войны, после оккупации и разрушения Мариуполя, в январе 2023 года Мариупольская мэрия обратилась в Научно-исследовательский институт украиноведения с просьбой подготовить экспертное заключение по установлению украинских корней Мариуполя и исторических истоков основания города. Экспертная группа, в состав которой вошли шесть ученых-историков и доктор философских наук, пришла к выводу, что начало города надо считать с первых казацких зимовников, которые превратились в постоянное казацкое поселение Домаха, а именно - 1500 год.

Историк, доцент кафедры истории Мариупольского государственного университета Вадим Коробка считает иначе: "Неоправданное удревнение Мариуполя может вызвать насмешки знатоков источников истории нашего города, которые сегодня занимают откровенно коллаборационистские позиции в оккупированном Мариуполе. Мы должны выступать с очень сильной, обоснованной позицией в этом вопросе".

По мнению Вадима Коробки, как устойчивый населенный пункт Кальмиус сформировался в 1746 году.

Соглашаясь с Вадимом в необходимости обоснованной позиции, отмечу, что есть еще одна неопровержимая дата.

В "Истории городов и сел Донецкой области", в материале о Мариуполе, отмечается, что губернатор Чертков, посетив Кальмиус в 1776 году, "застал там множество православного народа и каменную часовню".

Это была каменная Свято-Николаевская церковь, где правил службу и учил детей грамоте иеромонах Киевского Межигорского монастыря. Первым документальным упоминанием об этой церкви, которое не вызывает ни у кого возражений, является 1754 год, когда кальмиусский полковник Андрей Порохня обратился к Кошу с просьбой прислать лес для ремонта церкви, пришедшей в ветхость.

Эта запись есть в Архиве Коша Новой Запорожской Сечи.

"Для той же церкви, - отмечается в Архиве, - и в том же году Тимофей Щербацкий, митрополит Киевский, послал походный антиминс и благословил грамоту на ее освящение".

Кош, отправляя все это с начальником Самарского монастыря в Кальмиус, поручил ему взять в Сечи походную церковь, везти ее в Кальмиус и поставить туда для литургии, пока новая не будет построена.

Есть целый ряд упоминаний о Кальмиусе как населенном пункте в Архиве Запорожской Сечи после 1754 года. Год начала строительства новой церкви в Кальмиусе, освященной самим митрополитом Киевским - 1754. Почему не начать историю Мариуполя с этой даты, которая имеет ряд официальных подтверждений?

Тем самым мы вернем Мариуполю его украденную казацкую украинскую историю.

Потому что когда в школах Мариуполя в течение 30 лет Независимости изучали российскую версию истории города и чествовали российскую императрицу как основательницу города - то россия и пришла за своим.

И это касается всех других городов юго-восточной Украины.

Если мы не вернем украинским городам нашу историю - то всегда будут желающие написать тем городам свою историю. Чтобы потом предъявить на них свои права.

Это же касается истории Руси, которую присвоила себе Россия. И пришла забирать якобы свои территории.

Именно поэтому история является такой важной. Потому что отказываясь от своего прошлого, мы можем потерять свое будущее.

Анатолий Герасимчук,

автор книги "От Руси до Украины. Факты и сенсации"

ЧИТАЙТЕ все материалы по теме УКРАДЕННАЯ ИСТОРИЯ. СКОЛЬКО ЛЕТ МАРИУПОЛЮ