4 млн долларов экономии! Как мариупольцы ремонтируют дроны для армии, и что им нужно, чтобы ремонтировать больше, - ФОТО

За прошедший год мариупольские волонтеры смогли сэкономить минимум 4 миллиона долларов для государства благодаря ремонтам дронов.

По словам волонтеров, в среднем ремонт одного дрона стоит 150 долларов, а покупка нового - минимум 4 тысячи долларов. Сейчас ребята ремонтируют до 50 дронов в месяц. Могли бы и больше, но мастерской критически не хватает запчастей. Соответственно, не хватает денег на их закупку.

Поэтому кто эти люди из Мариуполя, как они начали свою работу, и каким образом им можно помочь ремонтировать больше дронов - читайте в нашем материале.

История с ремонтами дронов началась еще в блокадном Мариуполе весной 2022 года. Волонтер Андрей Гежа (он с женой, а также семья Дмитрия и Людмилы Чичер, Валерия Гармаш и Виктор Лютый в 2015 году вместе основали сначала организацию "Східна брама", а затем и знаменитую "Халабуду") отремонтировал дрон для бойцов гарнизона Мариуполь. Конечно, ремонт был непрофессиональный, как говорится, из подручных материалов, но дрон полетел и еще немного послужил защитникам Мариуполя.

"Я же всю жизнь ремонтировал электронику промышленного оборудования, - рассказывает Андрей. - Это, конечно, касательно, но все равно - новое дело. Выехав в Запорожье, сразу начал думать, как развернуть более системную работу".

Было понятно, что запрос на ремонт дронов будет разрастаться.

"Наиболее распространенная модель дронов, которые сейчас используют бойцы на фронте, - это обычные Mavic. Раньше у нас в Мариуполе их покупали, чтобы свадьбы снимать, а сейчас они стали боевыми птичками. Такая жизнь. Они недорогие и функциональные, но ведь они совсем не заточены под войну, поэтому и ломаются", - объяснил 0629 еще один халабудовец Александр Маслов.

В Запорожье мужчины начали собирать нужное для ремонтов оборудование, обращались к друзьям за рубежом. Искали контакты мастерских, которые уже имели опыт ремонта дронов, чтобы расспросить у них, как и что делать, потому что вы же понимаете, в Интернете такому не учат.

Андрей Гежа вспоминает, что учиться приходилось по ходу дела. Просто разбирали дроны до винтика и изучали, как он построен. 

Ну и заказы не заставили себя ждать. Сначала первые заказы на ремонты ребята из "Халабуды" получили от военных, с которыми поддерживали контакты с 2014 года. Затем информация о мастерской стала распространяться через "сарафанное радио". Поэтому объемы работы росли.

Но ситуация с безопасностью в Запорожье резко ухудшилась. В октябре 2022 года в дом, где размещалась "Халабуда", прилетел вражеский снаряд. Офис "Халабуды" не пострадал, но стало понятно, что надо выезжать из города.

Посоветовавшись, халабудовцы решили переезжать в центр Украины, в Черкассы. Поэтому у мариупольской команды начался новый этап. Надо было фактически с нуля налаживать работу мастерской.

В августе этого года в мастерской появились новые вызовы.  Андрей Гежа ушел в ряды Вооруженных Сил. И пришлось срочно решать, что делать с заказами, потому что запросы от военных - огромные. Ежедневно им привозят по 3-5 дронов на ремонт. Поэтому Андрей Гежа провел двухнедельный интенсив по ремонту дронов для Александра Маслова и Олега Евглевского.

Оба никогда не имели дела с ремонтами. А Олег вообще никакого опыта работы еще в жизни не имел. Олег Евглевский учился в одном классе с Антоном Чичерой, сыном Дмитрия Чичеры. Поэтому когда вышел из блокадного Мариуполя и попал в Запорожье, его, как и многих других, встречали халабудовцы, оказали помощь. Там парень и сам втянулся в волонтерскую работу.

"Начиная с августа, мы вдвоем с Олегом подхватили дело, - рассказывает Александр Маслов, - Конечно, я до сих пор звоню почти каждый день Андрею, консультируюсь. Но уже 80% всех дронов мы с Олегом ремонтируем сами.

Мы ремонтируем 5 различных моделей "Мавиков", за другие не беремся пока. Они на самом деле не приспособлены к войне. После падения с высоты мало каким повезет уцелеть. Бьются камеры, ломаются лучи, на которые они приземляются. 

Проблема с ремонтом заключается в том, что нужные запчасти можно купить только в Китае. Мы заказываем их через AliExpress. И они могут достаточно быстро приходить, а могут полтора месяца идти. И все это время дрон, который так нужен на фронте, ждет. Поэтому мы поставили себе задачу сделать такой большой резерв из запчастей, чтобы ремонты не зависели от поставок. Но для этого нужно, минимум 150 тысяч гривен для закупки запчастей. Этих денег у нас нет. И никак не удается их собрать. Мы же зависим от донатов, собираем деньги от украинцев. Как только придет небольшая сумма в Банке - сразу приходится снимать и срочно что-то закупать. То есть все идет на текущие ремонты. А отсутствие склада запчастей очень тормозит процесс".

По словам Александра Маслова, наиболее уязвимая часть дрона - это камера, потому что она по факту открыта. Во время полета она стабилизируется.  Стабилизатор фиксирует камеру по трем осям. И именно конструкция этого стабилизатора очень сложная и не надежная. Когда дрон падает, там либо трещина появляется, либо сама камера страдает.

Вторая самая распространенная проблема - это лучи ("ноги" дрона). Крепления лучей на Мавиках не надежные. 

"Пытаемся ремонтировать все. Изредка когда заменять приходится какой-то модуль полностью. И еще меньше случаев, когда дроны не поддаются ремонту, например, выгорели полностью. Мы тогда договариваемся с владельцами и просим оставить нам такие дроны на запчасти. Все должно идти в дело", - говорит Александр Маслов.

К сожалению, донаты, которые собирает мастерская дронов "Халабуды", очень не стабильные. В сентябре было очень мало поступлений, Банк был почти пустой. А в октябре люди много накидали. И все эти деньги пошли на срочные ремонты, которые накопились в сентябре. Запас запчастей снова не удалось сделать.

"Вот сейчас снова у нас накопилось 15 дронов, которые лежат на полках и ждут, пока для них придут запчасти", - говорят халабудовцы.

А в это время, пока дроны отдыхают на полочках, их нетерпеливо ждут ребята на фронте под Авдеевкой, под Токмаком...

Поэтому, если у вас есть лишняя гривна, отправьте ее на Банк мастерской по ремонту дронов, потому что в этом деле ни одна копейка не будет лишней.

ВОТ БАНКА: https://send.monobank.ua/jar/7JpNrh9pyn

Номер карты банка

5375 4112 0841 3166

5457 0825 0359 9263 Приват

Авторская колонка
10:48, Вчера