Создано (не) в СССР. Кто на самом деле построил мариупольские заводы

ФОТО УНІАН, Азовсталь

В самом центре Мариуполя возвышается здание "Гипромеза" (на украинском правильно писать Діпромез – державний інститут проєктування металургійних заводів, но среди горожан известно только это название). Многие в Мариуполе считают, что именно там проектировался легендарный завод "Азовсталь". И не только он, а и все другие местные предприятия.

Конечно, это лишь миф. Для того, чтобы он укоренился в сознании людей, советская власть убивала иностранных инженеров, которые на самом деле проектировали первые цеха "Азовстали", а также местных инженеров, которые сотрудничали с иностранцами. Убила и тысячи крестьян, забирая у них землю и зерно, уничтожила и упоминания о западных инженерах, в частности немцев, бельгийцев, американцев, итальянцев, которые развивали здесь порт и промышленные производства. Все это с единственной целью - защитить миф о советской индустриализации. 

"Гипромез" - самая высокая точка Мариуполя - стал символом этого процесса. Теперь уже мертвым символом, потому что благодаря стараниям российских оккупантов, в Мариуполе больше нет ни профессиональных инженеров, способных проектировать заводы, ни самих заводов. 

На фото 0629 - Гипромез осенью 2021 года. Ремонт здания был запланирован на 2022 год

И только миф о советской индустриализации Донбасса, несмотря на все, остается живым.

"Странная вещь - человеческая память. Мариупольцы в принципе знают, что завод имени Ильича был построен американцами и бельгийцами, что мариупольский архитектор Нильсен был немцем, а порт и судостроение в городе обязаны своим развитием итальянцам. Однако если их спросить, кто именно создал промышленность в городе, они дружно скажут: Советский Союз", - с удивлением рассказывает историк, политолог и журналист из Литвы Альвидас Медалинскас.

Второй раз в жизни Альвидас приехал на Восток Украины в 2015 году, на волне Майдана.

Альвидас Медалинскас, фото - Lrytas.lt

"Я вообще очень мало знал о Донбассе, кроме того, что там есть уголь и донецкий "Шахтер". Был на Донбассе до 2014 года только один раз, на чемпионате Европы по футболу. 

В ноябре и декабре 2013 года я был на Майдане. Приехал, как только там начались протесты. Мне казалось это очень важно. На Майдане встретил людей с Донбасса. Поговорили. Решил поехать и больше познакомиться с этим краем. И вот в 2015 году наконец осуществил свои планы, приехал в Мариуполь и сразу поехал в университет (Мариупольский государственный университет - ред.). В университете всегда легче найти умных людей, которые помогут познакомиться с краем, его культурой. Зашел в библиотеку университета и застрял там на несколько часов. 

Передо мной раскрылась совершенно незнакомая до этого картина Донбасса, в частности Мариуполя. Книги, которые там нашел, были преимущественно советские, поэтому с соответствующей идеологией и понятно было, что надо будет проверить фрагменты информации. Но меня это поразило. Потому что я неожиданно открыл для себя, что этот регион, который веками представляли как "исконно русские земли", на самом деле развивался как часть именно западного мира. И я начал искать".

Так началось большое исследование.

В конце 19 века на территории Российской империи начинается большое промышленное строительство. Но не силами империи. У нее не было ни денег, ни собственных специалистов для того чтобы начать строить заводы. Поэтому российское правительство стало активно привлекать иностранный капитал. 

Восток Украины привлекал промышленников хорошими условиями для развития. Наличие железной дороги, море, порт, залежи руды и дешевая, как для европейцев, рабочая сила - все это способствовало развитию металлургии в этом регионе.

19 апреля 1896 года Ротштейн из Пруссии и Смит из США обратились к правительству Российской империи за разрешением основать "Никополь-Мариупольское горное и металлургическое общество". Они собирались разрабатывать залежи марганца и других полезных ископаемых в районе Никополя Екатеринославской губернии, а также построить металлургические, трубные и корабельные заводы в Мариуполе. Не дожидаясь разрешения, они приобрели готовый завод в Штатах, разобрали его, погрузили на суда и морем доставили в Мариуполь.

Уже через год, в 1897-м, трубный цех завода выдал первую продукцию. 

Примерно в это же время инвестиции поступили из Бельгии, от акционерного общества "Провиданс". Оно владело крупными металлургическими предприятиями как в самой Бельгии, так и во Франции. Стремясь расширить сферу своей деятельности, бельгийские акционеры обратили внимание на Надазовье. 

Получив разрешение царского правительства на деятельность, бельгийский "Провиданс" образовал дочернее общество "Русский Провиданс" в Мариуполе и начал строить еще один металлургический завод в городе.

Фото предоставлено Мариупольским краеведческим музеем

В 1898 году "Провиданс" одновременно строил второй металлургический завод в Мариуполе, рудники железной руды в районе Керчи, известняковые карьеры в районе Еленовки и угольные шахты вблизи Мушкетово.

В 1899 году "Никополь" начал работать на полную мощность, а на "Русском Провидансе" действовали две доменные и две мартеновские печи, три томасовских конвертера, 126 коксовых батарей, крупносортовой и рельсобалочный прокатные станы, две вагранки для чугунного литья и энергетические и ремонтные цеха. 

Мариуполь получил не просто заводы. Это были сверхсовременные технологии, лучшие в мире на тот период. Разработчиком металлургического оборудования завода "Никополь" был известный инженер-металлург и проектировщик Джулиан Кеннеди. Большинство металлургических агрегатов носили его имя. Он запустил производство и вернулся в Штаты, а руководить заводом остался его брат, Вальтер.

Вообще в то время все руководство заводами было иностранным. "Никополем" руководили американцы, а "Провидансом" - немцы, французы и бельгийцы.  

Два крупных предприятия открыли тысячи рабочих мест, и сюда, на заводы, потянулись люди из других регионов Украины и России. На обоих заводах было задействовано до 6 000 рабочих.

"Иностранцы строили не только заводы. Они вкладывались в развитие инфраструктуры. Строили электроподстанции, дома для рабочих (некоторые из таких домов существовали в Мариуполе и до начала полномасштабного вторжения РФ - ред.), больницы, разбивали скверы для отдыха, - рассказывает Альвидас Медалинскас, - Донбасс и Приазовье были вписаны в мировой контекст, в мировую экономику и развивались как часть того современного мира. Знаете ли вы, что в начале 20 века Донбасс называли "Новой Америкой"? По темпам развития в мире соревновались два региона - США и Донбасс. Вы представляете, где вы могли бы быть, если бы история развернулась по-другому, если бы не страшная коммунистическая волна? Когда людям об этом говоришь - они шокированы. Ведь и по составу населения, и по уровню инвестиций, и по промышленному потенциалу Донбасс и США были идентичны. Вы представляете, где бы вы могли быть, если бы вас безжалостно не вырвали из мирового процесса?"

Поэтому в начале 20 века Мариуполь был индустриальным центром Надазовья, где существовали два металлургических завода, построенные американцами, бельгийцами и немцами. Электроподстанцию в город привезла немецкая компания "Сименс", первый судостроительный завод в Мариуполе построил итальянец Кавалотти. Немецкий колонист Петр Регир основал в Мариуполе первую судоходную компанию. Немец Графф заложил под Мариуполем лес, и учиться лесничему делу к нему приезжали из разных уголков Российской империи.

Иностранцы вкладывали деньги в акции промышленных предприятий, которые строились на Донбассе и в Надазовье. И вдруг все они были ограблены, лишились капитала, потому что в Санкт-Петербурге состоялась пролетарская революция, которая объявила курс на национализацию частной собственности (россияне и сейчас действуют по той же самой схеме и на временно оккупированных территориях Украины, и у себя дома, ничего не изменилось за сотни лет).

Управляющие компаниями, директора, инженеры стали срочно покидать территорию Российской империи. Им запрещали выезд, ограничивали свободу передвижений, но они все равно бежали из страны - без денег, без имущества, с навсегда потерянными инвестициями.

А у молодой "республики советов" не было собственных кадров, чтобы обеспечить деятельность заводов, поэтому предприятия по всему Донбассу (а это не только Юзовка (ныне Донецк), но и Краматорск, Бахмут, Славянск, Торецк, Лисичанск, Соледар и другие города и городки) стали останавливаться.

В Мариуполе советский "менеджмент", пришедший на смену настоящим собственникам, сначала объединил два завода - "Никополь" и "Провиданс", а затем "наградил" этот завод именем Ленина, точнее его отчеством - завод Ильича. Это, конечно, не помогло запустить металлургическое производство, поэтому завод перешел на выпуск бытовых печей. Такая же печальная судьба постигла и другие национализированные - то есть украденные - предприятия с иностранными инвестициями.

Власть Ленина понимала, что экономика рушится, и объявила сначала НЭП - новую экономическую политику, а затем обратилась к американцам с предложением создавать концессии для возрождения промышленности.

Декрет советской власти о концессиях был издан в 1920 году. В нем провозглашалось, что привлечение иностранных инвестиций к освоению природных недр страны Советов ускорит развитие советского государства.

За короткое время было создано 350 промышленных и торговых концессий на территории СССР. Но советская власть во второй раз "кинула" иностранных предпринимателей, запретив в 1930 году все иностранные концессии. Конечно, при этом прибрала к рукам и имущество их компаний. (Странно, как после таких поступков иностранный бизнес в третий раз рискнул и стал вкладывать инвестиции уже в Российскую федерацию. Результат, как мы уже знаем, такой же - национализация).

Однако заводы все же были очень нужны Сталину, который готовился к войне. И без иностранных технологий их невозможно было построить. Поэтому, как пишет "Український тиждень", советский нарком по иностранным делам Максим Литвинов в 1920 году лично посетил США и заверил правительство, что "Америка обиженной не останется". Литвинов намекал на очень большой государственный заказ от СССР, который должен был бы удовлетворить американский бизнес.

И такой заказ действительно поступил. Тайный.

В 1926 году в Ленинграде создали первый государственный проектный институт - Дипромез. Официально - для разработки проектов будущих металлургических заводов. Но профессор Иркутского госуниверситета Марк Мерович утверждает, что Дипромез на самом деле ничего сам не разрабатывал. Он действительно имел отношение к проектированию заводов в СССР, но не как проектная организация.

"Его настоящей задачей был анализ западных технологий и подбор фирм, которые взялись бы спроектировать для большевиков заводы в кратчайшие сроки. После чего они приобщались к работе по прямым (через "Амторг") и косвенным (через советские проектные организации) заказам советского правительства. Исследовав рынок США и Европы, институт нашел нужного подрядчика - проектную компанию Albert Kahn Associates Incorporated из Детройта, которой руководил знаменитый американский инженер-архитектор Альберт Кан, - пишет "Український тиждень" - Фирме Кана было предоставлено заказов на 2 млрд тогдашних долларов ($220 млрд на нынешние деньги). Детройтская проектная фирма просто не успевала выполнять такой объем работ, и поэтому в Москве был создан институт "Госпроектстрой", где работали 25 американских инженеров во главе с братом Альберта Кана Морисом. Их работу должны были обеспечивать еще 1 500 советских работников".

По данным англоязычного сегмента Википедии, компания Кана с 1929 по 1932 год спроектировала и построила 521 завод в СССР, в том числе и завод "Азовсталь" в Мариуполе.

Решение о строительстве "Азовстали" советское правительство приняло в 1930 году. Официально, завод спроектировал Дипромез, однако уже известно, что на самом деле - Альберт Кан. И не только спроектировал, а и прислал в Мариуполь тысячи своих инженеров.

Американцы в Мариуполе наблюдали, как тысячи людей, подавляющее большинство из которых были зэками, вручную выполняли работу, которую на Западе давно уже выполняли машины. Заключенные рыли землю под котлованы, буквально ногами трамбовали бетон. Все это ужасало иностранцев.

"Вместо экскаваторов - землекопы, вместо бетономешалок - деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников - люди, которые перебрасывают кирпичи руками и беспощадно их бьют. На самых тяжелых работах задействовано немало женщин", - пишет "Український тиждень" о впечатлениях американского инженера Гарри Майтера. 

Однако американцы выполнили свою работу. Не только спроектировали и построили завод руками крестьян и заключенных, а еще и научили персонал работать.

Фото пресс-службы Метинвеста. Строительство "Азовстали"

Однако, когда работа была закончена, а домны стали выдавать чугун, соглашение с Каном было расторгнуто. И не только с ним, а и с другими компаниями, которые работали на правительство СССР. В течение 1932-1934 годов инженеры-иностранцы уехали из страны. А те, кто по разным причинам остался, были репрессированы.

Причем карательная машина НКВД "прокатилась" не только по американцам, но и по своим гражданам, сотрудничавшим с иностранными специалистами. Так, после запуска завода "Азовсталь", был репрессирован его первый директор Яков Гугель.

А все для того, чтобы правда о "советской индустриализации" не стала известна широкой общественности. Ведь какая же это советская индустриализация, если инженеры - иностранные, проекты заводов - иностранные, технологии - иностранные, оборудование - иностранное. 

Что же тогда советское?

Прежде всего советскими оказались деньги, которые правительство заработало, похищая последнее зерно у крестьян и убивая их голодом ради валюты, полученной с продажи урожая за рубежом. Советскими были и узники ГУЛАГа, которые бесплатно выполняли тяжелые работы на строительстве, которые должна была бы выполнять строительная техника, но ее также у "талантливого и эффективного" Советского Союза не было. И больше ничего.

Можно ли считать это "советской индустриализацией" и эффективным менеджментом? Согласитесь, вряд ли.

В январе 2021 года россияне провели в Донецке конференцию "Русский Донбасс". На этой конференции выступали российские ученые с докладами о якобы российской истории Востока Украины. Они вычеркнули из истории любое упоминание о казацких поселениях и вкладе казачества в развитие этих территорий, о европейских корнях Донбасса и европейской основе его индустриального развития. 

Ни Украина, ни Европа не отреагировали на это мероприятие.

"Я был шокирован, когда увидел это действо, - вспоминает Альвидас Медалинскас, - предупреждал моих коллег из Украины и на Западе, что это очень важный геополитический вопрос. К сожалению, не получил поддержки и понимания. Мне предлагали не паниковать. Мало кто поддерживал мое понимание тогда, что Россия готовится к полномасштабной войне против Украины и что концепция "Русский Донбасс" - это идеологическая платформа для этого нападения, которая существует только потому, что ни Украина, ни Запад не обращали на это большого внимания. 

Когда началась полномасштабная война в 2022 году, те же люди на Западе, которые отрицали важность темы европейских корней Донбасса, начали говорить, "как же мы это упустили". 

К сожалению, приходится констатировать, что Россия очень удачно использовала демографические изменения, которые собственно сама создавала в 20 веке на этих территориях, подвергая репрессиям украинцев, немцев, поляков, греков и тому подобное. Ей удалось скрыть правду. И сегодня спроси у мариупольцев, кто такие братья Кеннеди, они, в большинстве своем, не смогут ответить. Память стерта. Она хранилась только в музеях, но много ли желающих пойти поискать там информацию? 

У России это получилось еще и потому, что украинским элитам было выгодно поддерживать нарративы российских мифов, а западным элитам было точно не до Донбасса, не до Надазовья и не до Мариуполя. Сделаем ли мы работу над собственными ошибками, вот в чем вопрос".

ЧИТАЙТЕ о других мифах, которые десятилетиями насаждались в регионе россиянами:

Когда родился Мариуполь. Четыре даты, которые чаще всего называют ученые, - ИНФОГРАФИКА

Где в Мариуполе искать следы казацкой древности, - ФОТО, ВИДЕО

Надазовские греки: прощание с Крымом. Ложь длительностью в 200 лет, - ФОТО, ВИДЕО

Теперь
16:15, 16 декабря