"Я больше не знаю, что такое дом. В широком контексте - знаю, мой дом - это Украина. А вот так, лично, дом, малая родина, родной город - я больше не знаю, что это такое".
Так говорит историк и писательница Елена Стяжкина, которая в 2014 году оставила свой родной Донецк из-за оккупации. Издательство Старого Льва пригласило ее принять участие в "Разговоре о доме", но получилось больше о людях, а не о стенах, о воспоминаниях, и о чем-то нематериальном, что каждый выходец Востока несет с собой, несмотря на географию.
Проект "Разговор о Доме" - это цикл разговоров об украинских регионах и городах, которые сейчас являются временно оккупированными Россией. Запорожье, Донетчина, Луганщина, Херсонщина, Харьковщина и Крым.
Все эти территории для многих являются просто точкой на карте, но для сотен тысяч людей, на самом деле являются Домом. Домом, где произошел рост и формирование, домом, где осталась семья, местом покоя и местом сопротивления. Домом, который забрали. И Домом, в который мы все обязательно вернемся. Вопрос только - когда это произойдет, и какими мы будем тогда.
"Я, как и большинство тех, кто еще в 2014-м не захотел оставаться в оккупации и уехал из Донецка и Луганска, очень долго носила в своей сумочке ключи от своей донецкой квартиры. У меня с этими ключами были сложные отношения. Периодически я их убирала, прятала, а они выползали из щели, Они меня мучили и согревали одновременно.
Я избавилась от них наконец. Знаете когда? После Мариуполя. Когда я увидела, скольких людей там Россия вообще лишила возможности иметь дом, физически лишила места, куда можно вернуться, я поняла, что мои потери - это уже не так важно.
На фото - разрушенный дом в Мариуполе
И теперь я не знаю, что такое дом. Еще несколько лет назад на вопрос "А ты когда домой?" я не могла ответить сразу. Возникала пауза, за которую я пыталась собраться мыслями, о каком именно доме меня спрашивают, то ли нынешний, в Киеве, или мой дом в Донецке. Сейчас уже никаких пауз", - говорит Елена.
Для нее, как и для тысяч других людей, потерявших дом, важно то, что остается с тобой несмотря на потери, - традиции, культура, ценности.
Удивительно, как несмотря на действие советской пропаганды, несмотря на заселение Востока выходцами из России, украинцам в Донецкой области удавалось сохранить и украинскую идентичность, и свои региональные особенности.
В Донецкой области дети росли - как цветы на асфальте. Детской забавой Елены Стяжкиной, например, было прыгать по крышам железных гаражей, а не бегать по лесу, как у детей на Киевщине. И это было основой, которая закладывала разницу во взглядах людей и на будущее.
"Отношение к труду у нас совсем другое, чем в других регионах Украины. Согласно исследованию, которое проводил Евгений Глибовицкий, восток Украины - единственный регион, где труд назвали одной из ценностей. Нигде больше такого отношения к работе нет. Думаю, это воспитывалось у нас еще с тех времен, когда американский и европейский бизнес начал развивать промышленность на нашей территории.
Когда мы ездили по разным городкам Донетчины и презентовали свою книгу о маленьких городах Востока, почти везде нам рассказывали о западных корнях. Советский Союз не создавал Донбасс. Он украл его, украл чужую собственность, чужие заводы. И хорошо, что люди помнят. "А вот Дружкову основали французы", рассказывали они нам, "а в Краматорске были швейцарцы". Люди радовались любой связи с Европой, лишь бы только не с Россией.
На фото - Донецк до оккупации. "Твой Донецк"
И это тоже странным образом у нас сохранялось - подспудное отношение к русским как к людям недостойным, не умеющим ничего делать. Маленький пример приведу: помните, возможно культовый советский фильм "Москва слезам не верит"? Так вот когда главная героиня шинковала там капусту, все женщины в моем окружении не могли на это смотреть и повторяли: Ну кто же так шинкует капусту". Видимо, это тоже форма украинского национализма.
Как бы ни давила на людей русификация, мы все равно идентифицировали себя именно с украинцами, а не с русскими, даже разговаривая на русском языке", - рассуждает Елена Стяжкина.
Она уверена, что украинская идея всегда была более интересной для молодежи, чем российская. И раньше, и сейчас так есть.
"Быть советским человеком скучно. Представьте правильную такую комсомолку или комсомольца, который читал работы Брежнева, придерживается партийной идеологии, во всем себя сдерживает. Ну это же скучно! Украина - это всегда было о свободе, воле. Не знаю, откуда оно у нас всех. Может, это нам просто Господь подарил такую тягу к свободе?" - задает риторический вопрос Стяжкина.
К сожалению, на нашу украинскую свободу россияне посягнули и во время встречи с писательницей. Вдруг прозвучала воздушная тревога, угроза применения вражеского баллистического оружия, поэтому всем, кто пришел на разговор о доме, пришлось отложить эту тему.
"Я хочу, чтобы все мы с вами поняли - мы все сейчас живем в долг. Задолжали тем, кто ценой собственной жизни борется нам право жить, собираться, разговаривать. Спасибо всем нашим защитникам, низкий поклон. И пусть все наши враги сгинут прямо сейчас", - так завершила эту встречу Елена Стяжкина.
ЧИТАЙТЕ нас в Телеграм-канале Мариуполь 0629
ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629
ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой
СМОТРИТЕ нас на YouTube