Эмоции под бомбами: как мариупольская художница рисовала в окруженном Мариуполе и продолжает творить во Львове, - ФОТО

Оксана Гнатишин сейчас живет во Львове и немного радуется, что оказалась не совсем на чужбине. Львов, город ее студенческих воспоминаний и любви, стал пристанищем в самые тяжелые времена жизни. Именно сюда 19 апреля 2022 года она ехала из охваченного войной Мариуполя, держа в руках этюдник с красками. И здесь она смогла выдохнуть боль, страх и отчаяние, чтобы наполниться теплыми воспоминаниями о лучшем городе на берегу моря - разрушенном и изуродованном. И найти силы, чтобы превратить эмоции в картины. 

Не считала себя художницей

Оксана признается, что родилась в России. Но мгновенно добавляет, что с двух лет живет в Мариуполе. Эту интонацию, как признак нашего времени, можно сейчас услышать нередко: даже факт места рождения, который сам по себе ничего не может означать, часто царапает до боли - как любая причастность к агрессору. Семья Оксаны на самом деле не переехала, а вернулась в Украину. Родителей ее мамы когда-то эвакуировали на Урал именно из Мариуполя, там у них родились дети и внуки. Поэтому переезд в родной город воспринимался, скорее, как возвращение домой. 

"В Мариуполе я закончила обычную и художественную школы, а в 21 год переехала во Львов, где училась во Львовской академии искусств, - рассказывает Оксана. И на просьбу вспомнить что-то о заведении, где сделала первые штрихи на холсте, неожиданно смеется: - Так я теперь директор той школы!"

И вспоминает, как на занятиях с увлечением слушала рассказы преподавателей об их учебе в художественных заведениях. И тайно мечтала, что когда-то, возможно...

"А потом все произошло, как должно было произойти. Я познакомилась с будущим мужем, он был львовянин, а когда приехали во Львов, он спросил: может, попробуешь? И у меня получилось с первого раза поступить в Академию искусств, училась там с большим удовольствием, - признается Оксана. - Все было вовремя: это нормально, когда человек пытается понять свои способности и не сразу бросается в вуз. Потому что в 18 лет часто идут по желанию родителей, а потом вынуждены переучиваться или всю жизнь работают по специальности, которая им не нравится. А меня все устраивало!"

Оксана училась на проектирование интерьера и дизайна, ей нравилось фиксировать все, что окружает - в интерьере или экстерьере. После окончания вуза работала во Львове по специальности - проектировала мебель. Но потом вернулась в Мариуполь, потому что ее тянуло в родной город. 

"Я понимала, что в Мариуполе смогу реализоваться по специальности, потому что таких специалистов тогда было мало. И действительно, через полгода я нашла работу по специальности: проектировала интерьеры. Фирма продавала квартиры "под ключ", а мы делали проекты эксклюзивных интерьеров", - говорит Оксана.

Но в то время женщина совсем не считала себя художницей - пока не начала участвовать в различных экспозициях и не появились ее персональные выставки. 

"Когда я увидела, как мариупольские художники - молодые и даже без образования - что-то создают, выставляются, мне стало очень стыдно за себя: почему же я не рисую? - вспоминает она. - Но начала я активно рисовать после одного события...."

Испанское вдохновение 

Сначала Оксана просто рисовала пейзажи и натюрморты. Ничего особенного, говорит она и улыбается. Но все изменил новый для нее опыт: как куратор пленэра она повезла юных художников в Испанию. А после поездки ученики художественного отделения Мариупольской художественной школы имени Куинджи должны были нарисовать творческий отчет.

"Это был бешеный темп: за очень короткий срок мы посетили много музеев и достопримечательностей Испании. Ведь это же родина Сальвадора Дали и многих художников! Когда ты непосредственно видишь все собственными глазами, впечатления гораздо сильнее. Мы получили невероятные эмоции, - вспоминает женщина. - И мы должны были нарисовать эти впечатления. Оксана Мась, известная современная украинская художница, которая нас принимала на этой резиденции, поощряла учиться рисовать именно эмоцию. Когда ты получаешь такой опыт, говорила она, ты становишься настоящим художником". 

И вместе с детьми Оксана начала рисовать эмоции. Из этих картин сделали выставку, которую назвали "Импрессия", которая экспонировалась в выставочном зале Мариуполя.

"Вот после этого я сама начала активно рисовать. У меня все сошлось к одному: я родила ребенка, в экономике произошел кризис, у меня упало зрение от постоянного черчения за монитором - поэтому я выбрала рисование. Это не просто нравилось, это стало делом жизни", - говорит Оксана. 

Трансформации жизни

У Оксаны Гнатишин состоялось несколько персональных выставок. Первая называлась "Огонь и воздух", наиболее масштабная - "Трансформация". 

"Ее я возила в Краматорск, в Харьков. И название ее рассказывает, что со мной происходило, когда я рисовала собственные эмоции: начинаешь, но не знаешь точно, что получится. Краски разливаешь, смешиваешь, они сочетаются в какие-то образы. Вырисовывается как будто само - подсознательно, трансформируя реальность в мои эмоции". 

Оксана была участницей различных общих выставок в частности - "Восток и запад вместе", которая поездила почти по всей Украине. Художница с грустью рассказывает, что картины с этой выставки так и остались в Мариуполе, потому что почему-то их не отдали художникам после экспонирования в Центре современного искусства Мариуполя.

"В том феврале я оставалась с семьей в городе. С 2020 года я была директором Мариупольской художественной школы имени Куинджи, руководство отрасли сказало - сидите дома и ждите. Все было, как у всех - три дня ждем, а там увидим, - вспоминает Оксана. - Никто особо не поощрял к эвакуации, пытались предотвратить панику. Сотрудникам сразу сказала, что на работу не выходим, в Школе я последний раз была 23 февраля. А потом пропала связь и уже никто никому не давал никаких приказов. Дальше - каждый сам за себя". 

Семья жила в квартире в западной части города. Оксана вспоминает, что 2 марта написала сообщение в Фейсбуке, которое оказалось последним для того периода ее жизни - что все хорошо, что держимся.

"Тогда еще страшно не было, испугались мы наверное уже с четвертого числа, когда начали постоянно стрелять. Тогда и наступила та трансформация, о которой до сих пор вспоминать непросто", - говорит Оксана. 

Россияне двери выбивали кувалдой 

В подвал они спустились только раз, все время оставаясь в своей квартире на первом этаже. В подвале панельной многоэтажки было совсем не комфортно, и они подумали: какая разница, все равно эти подвалы не приспособлены для того, чтобы защитить. 

На фото - Мариупольская художественная школа имени Куинджи

"А еще, хорошо, что не поехали куда-то в центр, потому что сначала казалось, что там будет безопаснее, чем на нашей окраине. Но когда мы выехали и увидели, как разрушили центр, я поняла: мы правильно сидели дома, - вспоминает Оксана. - Мы немного пытались ловить радио через телефон и муж даже слышал о "зеленых коридорах" - мариупольцев призывали собираться возле драмтеатра. Мы не могли решить. У нас была машина моего брата, но я не имела прав, а муж не имел опыта вождения. На всякий случай мы даже заправили ее и поставили возле дома - как последний вариант спасения. И искали водителя, но никто не хотел". 

На фото - Мариупольская художественная школа имени Куинджи после прихода россиян

Рискнули поехать они, когда уже оккупанты зашли в район и начали ходить по квартирам и проверять документы. Они искали военных, и сразу после визита россиян Оксана сказала мужу и дочери: завтра выезжаем. 

"Если кто-то не открывал двери, они их просто выламывали. Так и ходили бригадой с какой-то кувалдой. Когда зашли к нам, общался с ними мужчина, мне приказал молчать", - вспоминает Оксана. 

Ее девочке тогда было 14 лет. Вместе с ней они рисовали, прячась от взрывов и обстрелов. Из Мариуполя удалось вывезти две графические работы - маленькие, на бумаге. На которых были настоящие эмоции, о которых на самом деле никому никогда не хотелось бы знать. 

"Потом я нарисовала реплику на холсте с этого рисунка, который я сделала в Мариуполе во время захвата города российской армией под обстрелами дома, - говорит Оксана. - Когда муж сказал собирать вещи, я решила взять свой этюдник - у меня такой на ножках, сложный. Я набила его масляными красками всеми, что влезли. Подумала, лучше платья не возьму, они мне не нужны, а это - мой капитал, может, что-то нарисую и продам, если совсем будет плохо. Почему-то тогда были именно такие прагматичные мысли". 

Эта работа была написана уже во Львове по мотивам рисунка, который Оксана Гнатишин сделала в Мариуполе во время захвата города российской армией под обстрелами дома, 2022 год.

Эта работа была написана уже во Львове по мотивам рисунка, сделанного Оксаной Гнатышиной в Мариуполе во время захвата города российской армией под обстрелами дома, 2022 год.

Ад за спиной

Оксана вспоминает, что даже по дороге они решили не подбирать никого, потому что из-за отсутствия опыта мужчина не был уверен, что не разобьется - путь был очень нервным и напряженным. Когда доехали до Бердянска, поняли, что имеют пробитый бензобак: топливо чрезмерно терялось, а в салоне воняло бензином. 

"Мы остались там переночевать, и вообще не знали, что должны делать. Но, если честно, так радовались, что выбрались! Мы смотрели назад, и видели взрывы и ад, который оставался за спиной, - вспоминает Оксана. - Убегая, мы видели почти весь город - черный, в дыму, серые люди как бездомные идут в поисках пищи к продуктовым базам. Мы тоже так ходили, когда поняли, что нечего есть. Помню, как мы нашли замороженное мясо и почувствовали прилив сил. Потому что на всех тех полусырых кашах постоянно хотелось спать, сил не было, мы не видели смысла в каких-то действиях".

Сохранить то, что разрушили  

Когда семья смогла выйти на связь, им предложили приют именно во Львове. Родные по первому мужу, знакомые и даже бывшая преподавательница Оксаны предлагали пожить у них.  Сначала какое-то время они пожили у друзей, потом воспользовались предложением преподавательницы. А потом отдельную квартиру предложили родственники. Вместе с бытом, Оксана начала налаживать и работу: к счастью, работники художественной школы все остались живы. В оккупации сейчас находятся только четверо, почти весь коллектив выехал в разные регионы Украины и за границу. Они работают и сейчас с детьми - онлайн или вживую. 

"Я, например, преподаю и во Львове - на базе дворца Хоткевича нам дали отдельную комнату для работы с мариупольцами - это и дети, и взрослые. Занимаемся арт-терапией, рисуем картины, сделали уже много выставок во Львове и даже в Италию возили", - говорит женщина. 

Оксана говорит, что чувствует важность сохранения Школы. Потому что россияне уничтожили музей Архипа Куинджи, а Школа носила его имя. Поэтому надо стараться не потерять ее, чтобы оставались эти украинские нарративы, а не просто наблюдать, как присваивается и превращается все на российский манер. И она снова рисует Мариуполь - на заказ, по памяти, по зову души. 

"Уже когда мы уехали, я нарисовала "Птичку", которая в плену на фоне Мариуполя.

Также есть картина "Возрождение Мариуполя" и "Путь домой" - это о том, как я чувствую мой город и людей в нем, - говорит Оксана. - У меня есть мысли начать рисовать город, который я помню. Возможно, это будут акварельные очерки. Я очень хочу рисовать нашу архитектуру, которая мне всегда так нравилась..."

Возрождение Мариуполя. Львов, 2022 год

"Путь домой", 2023 год. Мариуполь прошел долгий и изнурительный путь. Ключи, которые у каждого за спиной, остались на память. Мальчик - это Украина, наши защитники, ангелы в телах маленьких ребят....

Она хочет рисовать не разрушенный Мариуполь, а живой. Видимо, он и есть живой, пока есть люди, которые его любят и помнят именно таким.

ЧИТАЙТЕ нас в Телеграм-канале Мариуполь 0629

ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629

ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube

Авторская колонка
10:48, Вчера