Как враг использует Азовское море и поможет ли россиянам новая железная дорога вдоль Мариуполя

Что происходит сейчас в Азовском море и поможет ли россиянам новая железная дорога вдоль Мариуполя - в интервью РБК-Украина рассказал спикер ВМС Украины Дмитрий Плетенчук.

С начала широкомасштабного вторжения Россия стремилась отрезать Украину от моря. Для этого агрессор оккупировал юг Запорожской и Донецкой областей - соответственно, все Приазовье. Параллельно противник планировал дойти до Одессы, чтобы взять под контроль еще и все северное побережье Черного моря.

В течение первого года большой войны врага удалось отбросить на юге за Днепр. И все его планы относительно господства в Черном море тоже начали угасать. Украине удалось, несмотря на препятствия Москвы, обеспечить продолжение работы зернового коридора из портов Одесской области. Силы обороны регулярно уничтожают его так называемый черноморский флот и ракетоносители. Способность оккупантов для высадки десанта тоже сильно снизилась. С кораблей, которые способны проводить такие операции, у врага остается лишь треть.

А сейчас они решили перевести в Азовское море еще несколько кораблей из Новороссийска - там находится группировка из восьми кораблей. Это в частности три носителя крылатых ракет проекта "Буян-М" и три больших десантных корабля. Вероятнее всего, их перевели туда с целью возобновления учебного процесса. Потому что там десантироваться им некуда - к сожалению, там все побережье оккупировано россиянами.

Однако, несмотря на то, что в море они не могут чувствовать себя безопасно или господствовать, в воздухе, к сожалению, все еще доминирует российская авиация. Это и разведывательные дроны, и истребители, и бомбардировщики. У них большая номенклатура самолетов семейства Су, начиная от 24 и заканчивая 57 - даже такая "птичка" в сопровождении залетала в наш регион. Залетают МиГи, Ан-26, Бе-12 и вертолеты Ми-8, Ми-28, Ми-24, Ка-27. Их дроны ведут постоянную разведку: это и Zala, и "Орлан-10", "Форпост", иранский Mohajer-6, SuperCam. Присутствие над акваторией этих средств - это на самом деле проблема.

- Означает ли выход ракетоносителя в море, что в дальнейшем будет обязательно обстрел?

- По состоянию на сейчас это ничего не означает. Например, мы видим в Азовском море три носителя. Они теоретически могут даже из Каспийского моря работать "Калибрами". Нюанс в том, что эффективность этих ракет уже не настолько высока, какой была в начале полномасштабного вторжения. Мы уже научились им противодействовать. И они в основном используют "Калибры" во время комбинированных ракетных атак для того, чтобы достичь успеха количеством - перегрузить ПВО. Тогда у них, как они считают, могут быть какие-то шансы. Но как самостоятельный вид вооружения "Калибры" уже фактически не применяются.

- Вы сказали, что сейчас они часть кораблей вывели в Азовское море - для тренировок?

- Для тренировок. Кроме того, они могут думать, что их корабли там в большей безопасности, учитывая то, что Керченский пролив мешает дронам и что он сужен за счет барж, которые они там растянули с боновыми заграждениями. Поэтому они там, видимо, чувствуют себя более безопасно. Также они используют тактику прикрытия гражданскими судами, как они всегда это делали, потому что в Азовском море не глубокая акватория - максимальная глубина 15 метров. Соответственно, там пути, рекомендованные для прохода, ограничены. И российские военные корабли фактически находятся среди гражданских судов, таким образом рассредотачиваются, чтобы избежать возможного поражения.

Однако верифицированной информации, почему они переместились в Азов, пока нет. Это это лишь предположения и версии, исходя из действий противника. Например, мы понимаем, что пройти по Волго-Донскому каналу до Каспийского моря большие десантные корабли вряд ли смогут. "Буяны" - теоретически могут, если захотят покинуть акваторию Азово-черноморского региона. Но практически мы видим, что они пришли и выполняют какие-то маневры в Азовском море. Учитывая то, что БДК там применять негде и что россияне их не используют как паромы, как раньше, то остается лишь учебный процесс. Особенно на фоне того, что начался новый учебный год с июня. Он начинается там 01.01 и 01.06 - раз в полгода.

Скорее всего, они просто выбрали именно эту локацию как более безопасную, как закрытую акваторию, ведь они контролируют все побережье в Азове.

- Какие еще порты они используют именно на наших оккупированных территориях?

- Все крымские порты, мариупольский и бердянский они используют в первую очередь. Николаевские порты у нас сейчас заблокированы из-за того, что они контролируют Кинбурнскую косу и могут наносить огневое поражение в Днепровско-Бугском лимане, то есть из Николаева выйти нельзя. Там шесть десятков судов под иностранными флагами стоят уже два года и не могут выйти. В Херсоне еще хуже ситуация, к тому же там было наводнение после уничтожения россиянами Каховской ГЭС. Там тоже есть корабли, некоторые из них повреждены. Там по Днепру вообще сейчас не пройдешь, ведь все заминировано.

- Азовские порты они используют для обеспечения своих оккупационных войск на нашем юге?

- В основном их используют для вывоза награбленного с оккупированных территорий - металла и зерна. Прежде всего это делается через Мариуполь.

- Сколько вражеских кораблей, ракетоносителей удалось повредить у российского военно-морского флота?

- Официально 28. Еще более 10 единиц у них были в ремонте. Но многие из тех кораблей, которые сейчас у них в строю, тоже получали повреждения. Например, оба фрегата "Адмирал Эссен", и "Адмирал Макаров". Значительная часть кораблей противника уже познакомилась и с дронами, и с ракетами. И некоторые из них уже были восстановлены. Некоторые стоят на ремонтах до сих пор, некоторые еще долго будут стоять из-за серьезных повреждений.

Знаете, как интересно произошло с большими десантными кораблями? Мы дождались, пока они их привели в порядок, и после этого ударили. А ремонтировать их было сверхсложно, потому что это 775 проект, они польского производства. А поляки, разумеется, отказываются их обслуживать. И они в обход санкций пытались покупать какие-то детали, заменители.

Поэтому я не думаю, что они сейчас будут спешить с ремонтом этих БДК.

- 28 - это полностью уничтожены?

- Это те, что были уничтожены. Но в это количество в определенный период относили и некоторые единицы вроде катеров. А значительных единиц среди них полтора десятка. Начиная с флагмана и заканчивая четырьмя большими десантными кораблями второго ранга. Первого ранга был только крейсер "Москва". Это также подводная лодка "Ростов-на-Дону", "Котов", "Ивановец", "Василий Бех" и другие.

- Если говорить в пропорциональном отношении? Какая это доля от черноморского флота РФ?

- Треть выведена из строя точно - уничтожены и повреждены.

- За какой целью больше всего "охотятся" Силы обороны в море? Это ракетоносители?

- Ракетоносители, конечно, являются приоритетной целью, потому что это фактически единственные корабли, которые еще могут как-то влиять на нас. Остальные - для нас сейчас не представляют такой угрозы.

- А сколько ракетоносителей нашим Силам обороны удалось уничтожить?

- Два МРК и подводную лодку: "Аскольд", "Циклон" и "Ростов-на-Дону". Остается восемь, среди них три подводные лодки, три МРК "Буян-М" и два фрегата "Эссен" и "Макаров".

Повторюсь, россияне, в принципе, могли бы обстреливать даже с Каспия. Но они прекрасно понимают, что уйти отсюда - это показать слабость, это капитуляция. И вот они ради своих имперских понтов готовы здесь умирать. Не будем им мешать.

- А что бы дало Украине уничтожение Крымского моста сейчас?

- Уже не тот эффект. Потому что для военной логистики он почти не используется. Меньше четверти общей нагрузки несет этот мост. Остальное идет по паромной переправе, по которой недавно был нанесен удар. Поэтому этот мост уже такого тактически-стратегического значения не имеет после тех повреждений, которые он получил в результате совместной операции СБУ и ВМС с атакой дронов.

- Какой маршрут обеспечения оккупационных войск, которые на Юге? Это из Ростова идет?

- Какая-то часть - да. Но основным была паромная переправа на Крым. По ней же могли вагоны перебрасывать.

- А что вам известно о железной дороге, которую якобы Россия планирует запускать по нашему Югу?

- Они ее строят. Это рокадная железная дорога, которую строят конкретно для обеспечения группировки оккупантов на Юге. До конца этого года они будут пытаться закончить этот проект - из Ростова вдоль побережья Азовского моря до Джанкоя. Более того, я уверен, что они могут закончить ее. Но с ней есть проблема - она находится в зоне поражения наших средствах.

Полностью читайте интервью по ссылке.

Авторская колонка
10:48, Вчера