Художник и куратор Вячеслав Машницкий, который остался в Херсоне во время оккупации города, ходил на проукраинские митинги и пытался сохранить коллекцию своего музея, исчез. Крымского уличного художника Богдана Зизу, который облил желтой и синей красками здание захваченной россиянами городской администрации Евпатории, Россия "осудила" на 15 лет. Театральный режиссер Анатолий Левченко, ставивший в Мариуполе украинские спектакли, провел в российском плену почти 10 месяцев.
Таких историй - десятки. "Суспільне" рассказало о трех людях, которые своим творчеством сопротивлялись оккупации. Эти истории о том, как Россия на оккупированных территориях убивает, похищает, берет в плен художников за то, что те отказываются сотрудничать, сопротивляются, а главное - потому, что они являются деятелями украинской культуры. "Я просто выступал за то, чтобы начать ставить пьесы украинских драматургов", - говорит один из героев этого материала, мариуполец Анатолий Левченко.
С разрешения "Суспільного" мы публикуем этот материал на 0629.
Вячеслав Машницкий: "Наша земля их не пускает"
Херсонский художник и куратор в октябре 2022 года пропал без вести в оккупации. Семья и друзья пытаются узнать, что с ним случилось, а пока - продолжают его дело.
На одном из видео, которое Вячеслав Машницкий опубликовал во время оккупации, он говорит: "Я хотел бы сделать видимым то, что невидимо". С момента возвращения художника в родной Херсон в 2002 году и до его исчезновения в октябре 2022-го, он этим и занимался: делал видимым современное херсонское искусство. "Слава постоянно генерировал идеи, постоянно хотел что-то видеть, мы много ездили по Херсонщине - и на автомобиле, и на лодках. Он был интересным к миру, к жизни - и этим вдохновлял", - рассказывает Александр Евстафьев, друг художника.
Вячеслав Машницкий родился в Херсоне в 1964 году в семье художника Валерия Машницкого. Учился в Одессе и Киеве, некоторое время работал в столице Украины и в Москве, но в 2002-м вернулся в Херсон. Через два года с художником Стасом Волязловским основал Благотворительный фонд имени художницы Полины Райко, который популяризирует ее наследие и поддерживает локальные творческие инициативы. Свою квартиру он переделал в галерею, которая впоследствии стала "Музеем Современного Искусства Херсон".
"Слава снес перегородку между комнатами и коридором. Первая экспозиция была такая, что художники рисовали прямо на стенах, а после все закрасили, - рассказывает Анна Машницкая, жена Вячеслава, - Слава понимал, что мне порой было сложно жить в музее, но говорил: "У нас такая миссия, мы сами являемся экспонатами". Этот музей - это была его территория. Поэтому он и не уехал во время оккупации, потому что должен был заботиться и защищать ее".
Когда в 2022-м российская армия вошла в Херсон, Машницкий отказался вывезти коллекцию музея. Считал, чем меньше привлекать внимание, тем больше шансов, что оккупанты его не заметят. На тот момент коллекция включала, в частности, работы Стаса Волязловского и Полины Райко, местных наивистов, участников киевской Паркоммуны.
"Мы ходили на митинги на площади Небесной Сотни. Когда мужчина с украинским флагом вылез на российский бронетранспортер, Слава сказал: "Победа - это тоже искусство". Он хотел дождаться освобождения Херсона, говорил: "Вижу, они здесь ненадолго. Наша земля их не пускает, горит под ними. Хочу увидеть, как они отсюда будут убегать". Слава исчез меньше чем за месяц до деоккупации". Пока в Херсоне находились российские войска Машницкий большую часть времени проводил на даче на Большом Потемкинском острове. Жена художника говорит, там была не такая гнетущая атмосфера, как в городе, где на каждом шагу блокпосты, вооруженные оккупанты и российские флаги: "Слава любил эту южную дачную культуру. Лодка, мотор, снасти, печка. Любил ходить на пузанку, солить и сушить рыбу, делал яблочный сок, вино. Он там отдыхал, перезагружался. А в условиях оккупации - тем более. Летом перевез туда проектор, делал кинотеатр для детей. Хотел быть как можно дальше от оккупантов, которые уже приходили к нему".
Оккупационные власти предлагали Вячеславу занять одну из руководящих должностей в сфере культуры. "Слава отказался, сказал, есть чем заниматься", - говорит Анна.
17 октября 2022-го Машницкий перестал отвечать на сообщения, жена забила тревогу. На следующий день поехала на дачу. Тогда же Александр Евстафьев написал в соцсетях об исчезновении друга: "Сегодня на дачном участке Вячеслава нашли следы крови, верхнюю одежду, перевернутый стол, факт пропажи лодки марки "Днепр" и двигателя к лодке марки "Сузуки".
Иллюстрации художницы Инги Леви
Последний раз Машницкого видели на его даче на Большом Потемкинском острове под Херсоном. На дачном участке Вячеслава нашли его верхнюю одежду со следами крови. Illustration by Inga Levi
Друзья развернули поиски, а Анна Машницкая поехала на подконтрольную Украине территорию, чтобы подать заявление об исчезновении мужа. Сейчас продолжается следствие. Между тем друзья Вячеслава занимаются его коллекцией и продолжают то, что он начал: делают выставки, выпустили каталог к 20-летию музея, над которым начинал работать сам Машницкий, выставляют и работы Вячеслава. Говорят: "Где бы он сейчас ни был, Слава есть!".
"Так сложно обо всем этом говорить, - говорит Анна, - Слава перевернул вверх ногами художественную жизнь Херсона, но еще больше перевернул мою жизнь. Он удивительный человек. С каждым месяцем надежда тает, но все равно она есть: что, может, Слава жив, что мы его найдем, что он вернется. А пока просто хотим узнать, что же тогда произошло на даче".
Богдан Зиза: "Я поступил по совести"
Крымского художника "посадили" на 15 лет за то, что он облил двери городской администрации в оккупированной Евпатории желтой и голубой красками.
16 мая 2022 года Александра Баркова в Киеве просматривала соцсети и увидела фото администрации в оккупированной Евпатории, которую кто-то облил желтой и голубой красками. Она переслала это фото двоюродному брату Богдану Зизе, который там жил. "Написала ему: "Смотри, у вас там партизаны", - вспоминает Александра.
Несколько дней ее сообщения оставались непрочитанными. А тогда она вбила в поисковик имя брата и увидела видео, на котором Богдан признается в содеянном в Евпатории.
"Это было постановочное видео от пропагандистского канала. Было видно, что Богдана пытали. Я была настолько шокирована, что продолжала ему писать, будто он еще ответит. Не могла поверить, что это сделал он".
Богдан Зиза родился в Евпатории. До 12 лет жил с матерью, после - его воспитывала бабушка. Он стал уличным художником. Занимался граффити на социальную тематику, часть из которых после его "ареста", как вот работу под названием "Сирота", которую он нарисовал на стене одного из домов в Евпатории, приобщили к его "делу".
"Когда Россия аннексировала Крым, Богдану было 19 лет. Он не поддерживал оккупацию, но из-за того, что бабушка - единственный его родной человек, не бросил ее и остался", - рассказывает Александра. Накануне полномасштабного вторжения Богдан записал на видео и выложил в интернет антивоенное стихотворение.
"Он переживал за все, что Россия творила в Украине. Рассказывал, как выходил гулять к морю, у которого вырос, которое любил, и видел, как оттуда пускают ракеты по украинским городам. Писал, что ему невыносимо понимать, что из его дома запускают ракеты, которые убивают людей, - говорит Александра. - После новостей из Киевской области (из деоккупированной Бучи - ред), он стал апатичным. Еще и с бабушкой были конфликты, потому что она поддерживала Россию. Думаю, из-за этих депрессивных состояний импульсивно решил сделать то, что сделал".
Утром 16 мая 2022 года Зиза облил двери и фасад здания администрации города Евпатория желтой и голубой красками и бросил в нее "коктейль Молотова". Его задержали в тот же день и признали "виновным" в "дискредитации Вооруженных сил России", а впоследствии ФСБ сообщило, что Зиза проходит по делу о подготовке теракта. Почти год он провел в симферопольском СИЗО. В начале июня 2023-го военный "суд" в российском Ростове-на-Дону приговорил Зизу на 15 лет.
В последнем слове на суде он сказал: "Мне жаль, что я перестарался и мои действия привели к нарушению статьи о террористическом акте. Мне жаль, что моя бабушка останется без присмотра, в котором нуждается. Мне жаль, что я не имею возможности помогать близким. Что касается остального... Я поступил по совести".
Сейчас Богдан Зиза в тюрьме в российском городе Владимир. Правозащитники признали его дело политически мотивированным, а самого крымчанина - политзаключенным.
Александра рассказывает, до ареста Богдана не интересовалась темой политзаключенных, а после начала много читать об этом. Поэтому приговор в 15 лет не стал для нее сюрпризом, потому что она уже знала, что столько и больше получают крымчане, которых обвиняют в "терроризме".
"Бороться за Богдана не легко. Гражданских практически не обменивают. Он не болен, не имеет детей, поэтому здесь тоже не может быть каких-то поблажек, - говорит она, - Но мы делаем различные акции, на которых подчеркиваем, что Богдан - художник и что это была именно художественная акция протеста".
23 августа 2022 года "Укрзалізниця" запустила "Поезд к победе", вагоны которого разрисовали украинские художники. Один из них расписали в честь Богдана Зизы.
"После того, как Россия вернула Наримана Джеляла (28 июня Украина вернула из плена заместителя председателя Меджлиса Наримана Джеляла - ред.), у нас снова появилась надежда, - говорит Александра. - Богдан и Нариман сидели в Симферополе в соседних камерах. Это очень щемящая история, потому что Нариман за это время стал ему другом и наставником".
Богдан в заключении тоже пытается бороться. После приговора он объявил 17-дневную голодовку, требовал выпустить всех политзаключенных, лишить его российского гражданства, насажденного насильно. Принципиально перешел на украинский язык.
"Для меня загадка, как можно иметь так много оптимизма и веры, особенно в российской тюрьме, где тебя пытают. Я горжусь Богданом. Он художник, а не террорист. Верю, что его удастся вернуть раньше, чем через 15 лет", - говорит Александра.
Анатолий Левченко: "Я часами пересказывал им содержание моих спектаклей"
Театральный режиссер из Мариуполя провел 10 месяцев в российском плену. Его обвиняли в экстремизме, в том числе и за украинские спектакли.
Накануне полномасштабного вторжения Анатолий Левченко готовил премьеру - комедию "Видишь ли ты свет в конце тоннеля?". Она должна была состояться 25 февраля 2022-го.
"Это украинская пьеса, ее написала Неда Неждана. С 1994-го по 2020-й я работал в мариупольском драмтеатре. Это был один из трех театров Украины, которые имели официальный статус российского. А Мариуполь уже пережил оккупацию! Я просто выступал за то, чтобы убрать из названия "российский" и чтобы начать ставить пьесы украинских драматургов, - говорит Левченко, - Когда стал главным режиссером, поставил две сказки на украинском, спектакль "Слава героям!", поэтическую композицию о Стусе и Сосюре. А потом мне не продлили контракт. Кстати, директор театра сейчас работает на оккупантов".
После этого Левченко основал собственный театр - украинский. "Он был на проспекте Мира, рядом с площадью Свободы, что символично, потому что в Мариуполе сейчас ни мира, ни свободы, ни украинского театра. Мы ставили спектакль о Голодоморе, делали концерты для военных, вертепы. У нас был просветительский репертуар", - говорит режиссер.
В Мариуполе он с женой, 92-летней тещей, и сыном с аутизмом жил неподалеку от драмтеатра. "В начале марта россияне начали зачищать центр города именно с нашего квартала. Несколько недель шли бои, мы видели, как танки обстреливают дома, - рассказывает Анатолий, - Вскоре теща умерла, я похоронил ее во дворе".
В мае семья Левченко решила выезжать, но для этого надо было пройти фильтрацию. Анатолий говорит, на него было несколько доносов, но пришли к нему именно после фильтрации: "20 мая 2022-го. Я был дома с сыном. Оккупанты приставили мне пистолет к животу, надели пакет на голову и повезли".
Режиссера несколько часов держали в Мариуполе, а потом вывезли в Донецк.
"Там со мной проводили "беседу", - рассказывает Левченко, - задавали много вопросов по спектаклям. Для них само название "Слава героям!" - уже свидетельство, что я враг. Я часами пересказывал им содержание спектаклей. Еще спрашивали, участвовал ли я в митингах, искали что-то в соцсетях - и нашли. Еще до полномасштабной войны я запостил рисунок, где влюбленная пара смотрит на горящий Кремль. Они вцепились в это - экстремизм, терроризм. Говорили, или признаешься, или расстреляем".
Левченко провел в российском плену почти 10 месяцев - два изолятора Донецка и месяц в тюрьме "Изоляция". 9 марта 2023 года его выпустили под подписку о невыезде. Летом он с семьей наконец выехал из оккупированного Мариуполя.
Сейчас Левченко ставит спектакли в Кропивницком и Киеве, и работает над собственной пьесой. "В плену я много слушал и наблюдал, общался с заключенными, кроме тех, кто называл украинцев нацистами. Этот опыт использую в пьесе. Это будет не документальный спектакль, а фантастический, но я вложу в него реальные переживания и мысли", - говорит режиссер.
ЧИТАЙТЕ нас в Телеграм-канале Мариуполь 0629
ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629
ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой
СМОТРИТЕ нас на YouTube