В Верховной Раде зарегистрировали еще один законопроект - №11444 - который касается компенсаций за разрушенное или поврежденное имущество.
Как заявила одна из инициаторов его разработки, депутат Елена Шуляк, этот законопроект должен упростить доступ к получению компенсаций.
С другой стороны, он вводит административную ответственность за нецелевое использование компенсационных денег, а также за фальсификации при рассмотрении вопроса о назначении компенсаций.
"Тысячи украинцев потеряли жилье или получили его разрушение. Государство в ответ запустило компенсационный механизм "єВідновлення". Однако, чтобы получить компенсацию за разрушенное или поврежденное жилье, оно должно быть внесено в Государственный реестр прав на недвижимое имущество (ГРРН) или должна быть предоставлена выписка из БТИ. И если в условном "мирном тылу" БТИ работает, то для прифронтовых территорий получить выписку БТИ о праве собственности на жилье, а следовательно и на компенсацию, бывает просто невозможно, и тогда единственным вариантом остается суд, что само по себе является непростым и длительным процессом (ГРРН заработало в 2013 году, и если с вашей недвижимостью происходили какие-то процедуры (продажа, покупка и т.д.), то она уже автоматически есть в ГРРН).
Чтобы изменить это и значительно расширить доступ тысяч украинцев к компенсационной программе "єВідновлення", мы совместно с группой народных депутатов зарегистрировали законопроект №11440. Этот законопроект значительно упростит процесс подтверждения права собственности на недвижимость. Регистраторы и нотариусы смогут вносить данные в Государственный реестр прав на основании надлежащим образом оформленных бумажных правоустанавливающих документов без необходимости верификации информации от БТИ, если доступ к архивам утрачен или они были уничтожены.
То есть этот законопроект позволит гражданам, которые потеряли жилье в зоне боевых действий и где утрачены или не работают БТИ, пойти к нотариусу или регистратору и внести сведения о недвижимости в ГРРН", - пояснила Елена Шуляк.
Кроме этого, законопроект обязывает человека, который получил компенсацию за разрушенное жилье и потратил ее не по назначению (то есть не на приобретение нового жилья) обязан вернуть всю сумму предоставленных денег. А в случае отказа, деньги государство будет забирать через суд.
Также вводится административная ответственность за такие случаи, когда собственник подает на компенсацию сведения о доме, который был заброшен, поврежден не войной, а отсутствием ухода. Такие случаи уже случались, и государство хочет обезопасить себя заранее от таких инцидентов.
Предлагается, чтобы граждане Украины, которые покупают жилье за средства "єВідновлення", не платили сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.
Кроме этого, текущие счета, открытые для зачисления компенсации, нельзя будет арестовать, или взыскать в рамках выполнения закона "Об исполнительном производстве". Исключение - ситуации, когда компенсацию получили незаконно и ее должны вернуть в полном объеме.
А что же для мариупольцев?
Один из важных пунктов этого законопроекта дает возможность получать компенсации за разрушенное имущество без обследования комиссии, если недвижимость находится на территориях, непригодных для жизни.
В этой части этот законопроект перекликается с законопроектом № 11161, который был принят уже в первом чтении. Он предоставляет право получать компенсации всем владельцам недвижимости на оккупированных территориях в обмен на отказ от права собственности в пользу государства. Логика законопроекта такова: человек не может все равно пользоваться своим имуществом в оккупации, поэтому логично просто все это имущество считать разрушенным, и предоставлять людям компенсации без обследования комиссии.
Подробно об этом написано здесь: Рада поддержала законопроект о компенсации за уничтоженное имущество на оккупированных территориях.
Новый проект 11444 похож по логике, однако не требует от владельца отказа от права собственности.
Если территория признана непригодной для жизни, владелец может получить компенсацию. Для того, чтобы территорию признать непригодной для жизни, надо, чтобы на ней было уничтожено от 70% инфраструктуры.
В Мариуполе местные власти сообщали о 80% уничтоженной инфраструктуры. То есть теоретически, мариупольцы могут претендовать на компенсацию в случае принятия соответствующего закона. Но здесь возникает одна юридическая проблема. Согласно законопроекту, подавать заявление в Кабинет министров с просьбой присвоить территории статус непригодной для жизни может либо местный совет, либо местная военная администрация.
В Мариуполе не действует местный совет с марта 2022 года, и военная администрация также до сих пор не назначена. То есть если закон примут в таком виде, какой он есть сейчас, то в Мариуполе некому будет подавать заявление. И горожане снова окажутся вне действия этого закона.
Поэтому надо будет требовать от президентской вертикали таки назначить военную администрацию, для восстановления справедливости в отношении мариупольцев.
Будем следить за рассмотрением и его законопроекта.
Справочно - перечень основных изменений, которые предлагается внести в действующий закон о компенсации разрушенного или поврежденного имущества в результате российской агрессии:- регулируется процедура признания населенного пункта территорией непригодной для жизнедеятельности, а также определяется, что объект недвижимого имущества, который находится на такой территории приравнивается к уничтоженному объекту недвижимого имущества. Проведение обследования такого объекта не требуется;
- устанавливается, что получение компенсации за поврежденный/уничтоженный объект недвижимого имущества является правом, а не обязанностью получателя компенсации и осуществляется исключительно по его желанию;
- предполагается, что компенсация за поврежденный/уничтоженный объект недвижимого имущества в отношении которого имеется обременение его ипотекой предоставляется при условии получения согласия кредитора;
- определяется, что информация о составе Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсации, ее местонахождение, средства связи с ней и ее режим работы публикуются на их официальных сайтах;
- регулируется вопросы, связанные с подачей заявления о предоставлении компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества, право собственности, на который прекращено в связи с его уничтожением до момента подачи такого заявления;
- добавляется такое новое основание для отказа в предоставлении компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества как подача заявления о предоставлении компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества по объекту, который не был поврежден/уничтожен в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины;
- регулируется процедура отзыва заявления о предоставлении компенсации за поврежденный/уничтоженный объект недвижимого имущества;
- вводится возможность использования компенсации за уничтоженный объект недвижимого имущества для погашения им кредита на приобретение объекта жилой недвижимости (в том числе инвестирования/финансирования его строительства), земельного участка, на котором расположен такой объект, доли в праве собственности на такое имущество;
- устанавливается ответственность за нецелевое использование денежных средств компенсации за поврежденные/уничтоженные объекты недвижимого имущества;
- регулируется вопрос внесения в Реестр поврежденного и уничтоженного имущества информации о поврежденных/уничтоженных объектах недвижимого имущества всех форм собственности для целей не связанных с предоставлением компенсации. Внесение такой информации является актуальным для не начисления и не уплаты налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
- совершенствуются некоторые вопросы ведения Государственного реестра имущества, поврежденного и уничтоженного в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных вооруженной агрессией Российской Федерации против Украины в части выдачи жилищного сертификата на приобретение объекта жилой недвижимости;
- предполагается, что до налаживания электронного информационного взаимодействия Реестра поврежденного и уничтоженного имущества и информационно-аналитической системы "Учет сведений о привлечении лица к уголовной ответственности и наличии судимости" информация об отсутствии у лица судимости за совершение уголовных преступлений, предусмотренных разделом I "Преступления против основ национальной безопасности Украины" Особенной части Уголовного кодекса Украины, получается Комиссией по рассмотрению вопросов о предоставлении компенсации самостоятельно. Требование предоставления (получения) такой информации получателем компенсации (заявителем) самостоятельно запрещается;
- с целью недопущения потери информации о вещных правах на объекты недвижимого имущества в результате вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, органам местного самоуправления совместно с бюро технической инвентаризации в течение трех месяцев поручается обеспечить прием-передачу по акту приема-передачи реестровых книг о правах собственности на недвижимое имущество, зарегистрированных до 1 января 2013 года, от бюро технической инвентаризации в исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов, Киевского городского, районных, районных в городе Киеве государственных органов.
Больше о компенсации за разрушенную недвижимость ЧИТАЙТЕ в СПЕЦТЕМЕ