• Главная
  • Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО
10:00, 13 апреля 2023 г.
Надежный источник

Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО

Мария, много лет работавшая в мариупольском Центре развития ребенка, была вынуждена уехать в Германию - рискнув уехать из Мариуполя через три недели после начала полномасштабной войны. Сейчас она официально работает в немецкой школе, а также вместе с коллегами записывает видеоинструкции полезных занятий с малышами, которые можно проводить дома без дополнительного оборудования. 

Восстанавливаться - через работу 

Мария вместе с дочерью и мужем уже год в Германии. Муж имеет инвалидность, потому что за несколько лет до большой войны сильно травмировался, упав с большой высоты на Азовстали. Но никто из них не оформлял помощь как беженец - и Мария, и муж, работают и обеспечивают семью без посторонней помощи. Более того - часть деятельности, которой занимается Мария, является волонтерской. 

"В Мариуполе мы оставались три недели. Снимали квартиру на Левом берегу, где почти сразу стало опасно, - вспоминает Мария, хотя прошлогодние события предпочла бы забыть. - Когда все началось, власть уверяла, что все будет хорошо. Я не почувствовала в тот момент, что надо спасаться. До сих пор не могу сама себе ответить на вопрос, почему. А 26 февраля уже не было как уехать"...

Они переселились к брату ближе к центру, надеясь, что так будет безопаснее. Потом раз за разом переходили в разные дома друзей, потому что нельзя было оставаться на одном месте - надо было искать надежные убежища и еду. Жили в поселке Моряков у друзей, потому что там бои были менее активными. И как-то по дороге увидели колонну, которая выезжала из города. Поэтому решили, что стоит рискнуть. Ехать пришлось на машине друзей, потому что собственная сгорела в первые дни во время обстрела. 

"Одно дело, когда взрослый попадает в такие условия, другое - когда ребенок видит эти ужасы, испытывает острую нехватку пищи. Это меня убивало больше всего, - говорит Мария, - Уже в Германии я проходила терапию для работников образования, работала в группе, параллельно изучала методики, как помогать детям, пережившим подобный стресс. Но как только мы приехали, я просто легла на кровать и две недели не имела сил встать. Врач давал рекомендации, как пытаться восстановить себя - налаживать режим дня, погрузиться в обычные бытовые дела. Эти страшные недели в Мариуполе я держалась, как могла. Нам надо было выжить. Теперь была другая задача - потихоньку приходить в себя". 

Так получилось, что семья почти сразу нашла работу в небольшом поселке Вертах. Там они арендуют жилье и стараются быть максимально полезными. 

"Это был лучший выход, чтобы не "застрять" в воспоминаниях и переживаниях. Лучше работать", - уверена Мария. 

Специалист по коммуникациям 

В Германии уже 16 лет живет сестра мужа, поэтому, сначала семья гостила у нее в Мюнхене, но впоследствии переехали в небольшой поселок. Там местные жители давали заявки, чтобы принимать украинцев у себя. А еще поселок находится в горах, поэтому есть много свободных мест, где обычно отдыхают путешественники.

Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО, фото-1

"Мы заселились в маленьком домике, раззнакомились - как ни странно, немцы хорошо знают английский. Приехали в школу, я помогала родителям переводить документы. Когда заполняла анкету, указала, что могу работать педагогом. Директор сразу сказала, что ей нужен человек помогать адаптировать украинских детей в этой школе. Я согласилась - это удобное предложение, потому что и моя дочь пошла в эту школу", - рассказывает Мария. 

В школе учится 18 украинских детей. Они, говорит Мария, были сначала разделены - кто-то ходил в обычный класс, а кто-то остался на дистанционном обучении в своей школе в Украине. 

"У моей Полины школа не работала, а у кого-то проводилось полноценное обучение. Я должна была работать и с теми, кто сидит в обычном немецком классе, и с теми, кто учится дистанционно, но физически должен обязательно тоже находиться в школе, - объясняет Мария, - А потом мы всех детей перевели в нормальные классы - потому что детям нужна социализация". 

В рамках своей должности она помогала интегрироваться школьникам и их родителям в образовательные условия Германии. Когда-то просто сидела рядом на уроке, когда-то - помогала делать задания или что-то переводила. Она успела пройти интеграционные курсы немецкого языка, получила сертификат уровня "А2". 

Мария говорит, что обучение в немецкой школе немного легче, но детям трудно по другим причинам. Потому что ребенок просто вынужден как-то мириться с теми изменениями, о которых у него не спрашивали мнения. Многие говорили: мы ничего не будем делать, вернемся в Украину, потому что у нас там друзья, родные. У многих до сих пор нет социальных связей, кроме родителей. Мария признается, что большинство все равно держится вместе, а с немцами не имеют тесных связей - чаще всего, проблемы спрятаны в плоскости неуверенности в языковых навыках.

"Сначала моя основная работа была связана с различными школьными коммуникациями: я рассказывала о правилах школы, потому что здесь действительно много бюрократии. Могла задать вопросы учителям, должна была озвучивать проблемы, которые появляются в процессе обучения. А сейчас я еще ассистент в школе немецкого языка для украинцев - помогаю преподавателю вести занятия. Потому что это очень важная опция для всех нас", - делится Мария. 

Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО, фото-2

Шаги вперед 

Чтобы вернуться к полноценной работе с детьми, Мария должна более глубоко овладеть языком и получить уже немецкое образование: чтобы работать, например, в детском саду, ее украинского диплома недостаточно. Это бесплатно, но учиться нужно четыре года. 

"Да, у меня есть такие планы. Хочется снова быть полноценным человеком, который профессионально делает то, что умеет, - говорит Мария, - Вопрос о возвращении домой для меня тяжелый и сейчас - не однозначный. Мы жили в Донецке, в 2015 году были вынуждены переехать в Мариуполь, где попали еще в худшую историю. У моего ребенка нет постоянных друзей, он часто меня спрашивает - мама, а что вообще будет дальше? Это же очень важно, чтобы у малышей было что-то твое. Взрослые могут приспособиться и я порой чувствую вину, что не в Украине. Но ребенок должен быть в безопасности. Сейчас мой выбор - не возвращаться. 

Я бы не хотела жить в Мариуполе. Во-первых, нет желания жить вместе с людьми, которые меняют свое мнение по требованию, так сказать, времени. А во-вторых, не хочу даже вспоминать свое психологическое состояние от того, что увидела и пережила. Даже все, что отстроят, будет стоять на этих костях... Потому что они уже перекопали руины, а люди остались под завалами. У меня столько знакомых погибло - клиенты, родители детей из класса дочери, учителя... Первое время я вообще просто боялась открывать и смотреть что-то о Мариуполе".  

Но воспоминания о родном городе не только трагические. Мария много лет вела группы развития детей в частном центре - по программе "Малыш с мамой" (1-2 года), групповые (3-4 года) и индивидуальные для детей, которые нуждались в большем внимании. Планировала дополнительно получить образование коррекционного педагога, чтобы работать с детьми с расстройствами. И глядя на пример Мариуполя, она понимает, что подобная работа будет полезной в любом уголке мира. 

"На наши услуги был достаточный спрос в Мариуполе: я работала шесть дней в неделю. Владелица - молодая женщина, которая сделала этот бизнес "с нуля". У нас была очень классная атмосфера, я каждый год проходила курсы, чтобы повышать квалификацию. Мы помогли куче детей. Последние годы уже обучала других педагогов, работала больше методистом", - рассказывает о довоенной жизни и работе Мария. 

Секрет популярности Центра, по мнению Марии, в том, что мир изменился. Стал более технологичным, люди получают больше информации, которой можно пользоваться. Родители даже без специалиста, благодаря информации в свободном доступе, могут почувствовать, что ребенок немного отстает в определенных навыках, поэтому, приходят за помощью, потому что боятся пропустить момент. Были просто мамы, которые ходили за компанию, потому что долго сидели дома. Такие занятия - определенная социализация, потому что и мама, и ребенок получает дополнительные коммуникационные связи.

Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО, фото-3

Но есть и объективные причины - детей сейчас очень рано приучают к гаджетам, что мешает им развиваться естественно. Малыш должен касаться предметов, слушать живую речь, физически развиваться, а постоянное нахождение в гаджете тормозит развитие. Поэтому все упражнения, которые использует Мария, направлены на преодоление этого однобокого влияния. 

Сейчас Мария вместе с коллегами не прекращает заботиться о развитии украинских малышей, хотя их Центр закрыт уже давно. Они придумали онлайн курсы, потому что клиенты разъехались по всему миру и начали приходить запросы - не могут найти ничего на украинском. 

"Почти все, в какую бы страну не забросила судьба наших мариупольцев, хотят, чтобы их малыши знали украинские буквы, могли общаться на родном языке. У моей руководительницы тоже маленький ребенок и она с ним тоже в Германии. Поэтому, мы вместе создали курс домашнего развития, во время которого мама сможет самостоятельно заниматься развитием с нормотипичными детьми, - объясняет Мария, - Я разработала программу, задания, которые мама может делать дома: с губкой для посуды, из бумаги, с помощью ложки и чашки. Это недорого и доступно - приятно поиграть с ребенком на родном языке, отвлечься от переживаний о потерянном доме, потерях, войне. Это немного помогает стабилизировать состояние родителей - когда они играют с малышом, а потом эти изменения влияют на восприятие реальности самими детьми". 

Школы и садики в Германии. Как мариупольчанка Мария Мяло помогает развиваться украинским детям за границей, - ФОТО, фото-4

Курсы работают уже третий месяц, пользователи предоставляют небольшие донаты для разработчиков. А сейчас Мария с коллегами готовит уже третий курс, который будет бесплатным - для всех, кто желает заниматься со своими малышами. Два раза в неделю семьи будут получать аудиоинструкции и видео, на которых можно увидеть упражнения и повторять их со своими детьми. Чтобы присоединиться к группе, надо подписаться на страницу Центра в Инстаграме 

Внимание на личностные потребности 

Мария уже может профессионально рассказывать о различиях образования в Германии и Украине. Когда ходила на собеседование в обычный местный государственный сад, обратила внимание, что его можно сравнить разве что с элитным украинским, в котором внедряются современные подходы к обучению и воспитанию детей.

"Очень крутые методики! У нас в государственных садиках, к сожалению, еще много "совка". Но здесь тоже есть проблема - не хватает учителей и воспитателей. Это оплачивается хорошо, но считается тяжелой и ответственной работой - очень высокие стандарты для учителей и воспитателей, - говорит Мария. - А еще немного странно: здесь каждая административная земля информационно отличается друг от друга. Если ты живешь в северной Германии, то должен рассказывать детям о промышленности, в Баварии - о горах и коровах. Здесь для всех разные пособия, разные книги. Даже когда переезжаешь в другую землю, должен пройти специальные курсы, чтобы, обучая, максимально приблизить детей к полезной информации именно о той местности, где они живут. Это как читать местную газету - интересно, потому что это о соседе, которого ты его знаешь". 

Детский сад в Германии не обязателен, но в школу ходят все. Родители не могут повезти малышей, например, отдыхать во время учебного процесса - только на каникулах. Иначе - штраф. 

"Здесь каждый несет свою ответственность за ребенка. А школы разделены по уровням - есть школа среднего уровня для тех, кто планирует после окончания сразу пойти работать. Все решается в четвертом классе: каждому ученику школа дает рекомендацию, и если ребенок любит учиться и делает это с удовольствием, имеет определенные таланты и способности, он попадает в более продвинутую школу, - объясняет Мария. - В средней тоже много полезного - там, например, есть отдельные прикладные предметы. Например, кухня, где они учатся почти профессионально готовить, мастерская, в которой можно научиться ремонтировать авто. То есть, школа создает условия, чтобы ребенок искал для себя разные направления, видел, что у него получается лучше. Три раза в год с 8 класса проходят практику - в любом месте, хоть на заводе, в саду или СТО. Но в любой момент можно все изменить, если ребенок почувствовал, что может больше или хочет другого - у него всегда есть шанс". 

Собственно, именно о таком шансе говорит Мария себе и своим подопечным. Пытается показать возможные "плюсы" ситуации, в которой оказались не по своей воле: вернувшись в Украину, например, они смогут разговаривать на трех языках. Потому что, уверена педагог, это не только испытание, это шанс!

ЧИТАЙТЕ нас в Телеграмм-канале Мариуполь 0629

ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629

ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук - Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Голос города
Житло
54,5 %
Робота з гідною зарплатою
17,2 %
Будь-яка робота
5,2 %
Проблеми зі здоров'ям
9,0 %
Відновлення документів
5,9 %
Поховання (перепоховання) рідних
3,0 %
Пошук людей
5,2 %
#Мариуполь #Германия
live comments feed...