• Главная
  • О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя
10:00, 1 сентября 2023 г.
Надежный источник

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя

Вадим Коробка и Юлия Коробка, доценты кафедры истории и археологии Мариупольского государственного университета, подготовили большой текст - результат их исследований по установлению даты основания Мариуполя.

Текст большой, поэтому будем публиковать его частями. Следите за нашими публикациями.

Овладевая территориальные трофеи войны (1768 - 1774 гг.) с Портой и охватывая плотными объятиями административно-территориального устройства украинские земли, Российская империя стремилась к их пожизненной инкорпорации. Эти преобразования в результате ликвидации Запорожской Сечи (1775 г.) и аннуляции ее владений распространились и в украинском Надазовье (Приазовье).

Сразу предыдущая история нашего края начала искажаться и замалчивалась. Причем это делалось не только в угоду имперским интересам, но и из корыстной выгоды назначенных на Юг Украины с берегов Невы администраторов, которые стремились к царским наградам и щедрым пожалованиям за усердную службу и имитацию основания новых населенных пунктов. Но самой существенной целью все же было выдвижение на первый план якобы цивилизаторской миссии Российской империи за счет обхода молчанием незаурядной роли фактора украинского казачества в истории Южной Украины, в целом, и нашего края, в частности.  В этом плане Екатерина ІІ манифестом 1775 г., увидевшим свет после разрушения Сечи, явила установку для подданных, которая предусматривала "истребление" "на будущее время и самого названия Запорожских Казаков", и которую, слава Богу, невозможно было осуществить, поэтому и не было реализовано.

Весомый вклад в возрождение памяти о запорожцах, их последней Сечи и принадлежащих ей земель, охватывавших значительную территорию Центральной, Южной и Восточной Украины вплоть до реки Кальмиус, сделал Аполлон Скальковский.

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя, фото-1

Его монография "История Новой Сечи или последнего Коша Запорожского" (1841 г.), содержала богатый фактический материал, привлеченный из документов казацкого архива, доступного исследователю. Научному освоению общих вопросов истории Новой Сечи в дальнейшем поспособствовали разведки таких способных исследователей, как Дмитрий Яворницкий, Владимир Голобуцкий и некоторых других. 

Попытки в XIX в. восстановить забытое казацкое прошлое непосредственно Мариуполя можно наблюдать в трудах архиепископа Гавриила (Розанова) (1853 г.)

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя, фото-2

и епископа Феодосия (Макаревского) (1880 г.),

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя, фото-3

которые в разные годы возглавляли Екатеринославскую епархию и имели доступ к ее архиву. Особая значимость трудов этих авторов заключается в том, что документы, которыми они пользовались, не сохранились до наших дней.

Достижения в этом плане историков-клириков толковали директор мариупольской мужской гимназии Григорий Тимошевский (1892 г.), советский краевед Дмитрий Грушевский, а также в независимой Украине - журналист Николай Руденко и профессор истории Василий Пирко. Эти исследователи свои рассказы о постоянном пребывании украинского казачества на территории Надазовья строили на отрывочной источниковой базе. На результатах исследований сказалось отсутствие доступа к архивным материалам - делопроизводству Коша (центрального органа управления Сечи) и имперской картографии - и печатным сборникам документов, которые увидели свет еще в ХІХ в. и стали библиографической редкостью. 

Путь научного познания был извилистым и продолжается по сей день.  В его активе мощный фактологический ресурс, требующий систематизации и обобщения. В то же время, научный поиск с самого начала сопровождало ошибочное толкование некоторых исторических источников, что порождало рассказы, которые не соответствуют исторической действительности, но это тема отдельного сообщения.

В начале наших рассуждений сразу определимся, что под казацкими корнями Мариуполя имеется в виду Кальмиусская паланка или Кальмиус. Это было устойчивое селение украинских казаков, военно-административный центр одной из территориальных округов, из которых состояли принадлежащие Новой (последней) Запорожской Сечи земли - Вольности Войска Запорожского Низового или Запорожья). Кальмиусская паланка (Кальмиус) как населенный пункт был стабильным местом проживания людей, сложившимся в результате служебной, хозяйственной и другой их деятельности. В 1780 г. его пространство было полностью поглощено (стало составной частью) поселения православных переселенцев из Крымского ханства, которое получило название Мариуполь и статус города. А полиэтническая община новоприбывших жителей городской территории и основанных ими окрестных сел были наделены имперским законодательством привилегиями сословного характера, которые передавались по наследству до их отмены, в основном, в 1870-х гг. За ними в законодательстве закрепилось название - "мариупольские греки".

Подъем интереса украиноцентричных представителей мариупольской общественности к местному наследию запорожского казачества был естественно обусловлен провозглашением независимости Украины и волной национального подъема, которая докатилась и до Мариуполя. Его проявлением было установление памятного знака, посвященного 500-летию украинского казачества. Понятно, что без участия и поддержки городского самоуправления здесь не обошлось. Кстати, поселок Кальмиусская паланка (Кальмиус), административно-служебный центр восточных владений Новой Запорожской Сечи был расположен в другом месте, но об этом в начале 1990-х гг. еще никому не было известно. 

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя, фото-4

Так или иначе, но памятный знак был символом, которому не суждено было стать местом памяти* в публичном пространстве Мариуполя, потому что структуры муниципальной власти никогда не были готовы использовать его как городской церемониальный объект. Но в целом память о казацком наследии нашего города не обрела четкости и не нашла официального пристанища. На пути ее кристаллизации было много факторов.

Во-первых, тяготел трафарет 1778 года, который произвольно, без дискуссии определили датой основания города еще в 1977 г. Не так просто было изменить официальный рассказ о начале Мариуполя. Многолетняя традиция мариупольского городского летоисчисления представлялась незыблемой. 

Во-вторых, руководители города учитывали, что любое проявление приверженности украинской исторической тематике на территории нашего края могло стоить каких-то избирательных баллов.

В-третьих, некоторые общественные организации потомков мариупольских греков, гиперактивно стремились ввести официальный городской нарратив о монопольной роли их предков в основании Мариуполя. Рассказ об этом на фоне визитов в наш город высших должностных лиц Греческой Республики в определенных кругах городской общественности становился аксиомой. Вместе с тем, на территории города и окрестностей засияли места памяти о православных переселенцах из Крымского ханства (мариупольских греков), очевидно, не в последнюю очередь и благодаря иностранным финансовым инъекциям.

В-четвертых, отрывочные сведения о казацком поселке, который в течение второй половины 1740-х годов - начала 1780-х гг. существовал на территории, где раскинулся Мариуполь, также не способствовали формированию устойчивого рассказа о казацком прошлом нашего края. Очень негативную роль, на наш взгляд, сыграл укоренившийся, даже в научных трудах, рассказ о поселке или укреплении украинских казаков - Домахе. Оно якобы было расположено неподалеку от впадения р. Кальмиус в Азовское море. Обычно о такой Домахе сообщалось без ссылки на исторические источники.

С другой стороны наблюдалось отсутствие настойчивого поиска со стороны официальных краеведов - руководящего ядра Мариупольского краеведческого музея. Давно определенный 1778 год основания города ветераны Мариупольского краеведческого музея стремились защитить, совершая наукообразное сопротивление предложениям его пересмотра, даже прибегая к логическим уловкам. В частности, была предпринята попытка продемонстрировать темпоральный разрыв между казацким поселком и Мариуполем в солидном опусе "Мариуполь и его окрестности: взгляд из ХХI века" (Мариуполь, 2008), который увидел свет без рецензирования учеными, осуществляющими исследования в соответствующей области. Там говорилось о том, что казацкого населенного пункта якобы уже не существовало с 1773 г. в местности, где впоследствии начинался Мариуполь. За свидетельство принималось ничто (!), а именно, отсутствие записи о существовании поселка в устье Кальмиуса в дневнике профессора Иоганна Гюльденштедта - руководителя имперской академической экспедиции в Надазовье, - который проезжал в нашей местности в 12 верстах от впадения реки в Азовское море! Таким образом, бездоказательно, делалась попытка продемонстрировать отсутствие преемственности между поселком Кальмиус и Мариуполем.

Сломанный памятник украинскому казачеству во времена оккупации города Российской Федерацией

О казацких корнях Мариуполя. Часть 1. Давние попытки постичь фактор украинского казачества в истории Мариуполя, фото-5

Мариупольские музейщики-"корифеи" в целом не игнорировали наличие запорожцев в Надазовье, но изображали их как один из эпизодов в калейдоскопе нашего прошлого - киммерийцы, скифы, сарматы, печенеги, половцы, монголы, ногаи... Правда, украинское казачество на страницах указанной книги изображалось почти вдохновенно, но оно не попадало в мейнстрим истории города. Складывалось нелогичное стечение обстоятельств - официальные краеведы, располагавшие немалым, на определенном этапе уникальным, багажом сведений о нашем крае, не стремились углубить историю Мариуполя на несколько десятков лет. Это, пожалуй, была исключительная ситуация в Украине и за ее пределами.

Из-за указанных факторов, несмотря на стремление отдельных энтузиастов разных времен, у мариупольцев ощущение преемственности с казацким временем не формировалось, потому что не имело поддержки со стороны властных структур. Тема украинского казачества на территории Надазовья не находила должного употребления в местных учебных заведениях.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украденная история. Когда и кто основал Мариуполь, и почему правда об этом много лет скрывалась от общества.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Мариуполь #дата основания
ТОП новости
Три важных слова о достоинстве
Авторская колонка
live comments feed...