Когда родился Мариуполь. Четыре даты, которые чаще всего называют ученые, - ИНФОГРАФИКА
Фото Сергія Ваганова
Известная российская пропагандистка Маргарита Симоньян в своей программе "ЧТД" недавно обратилась к украинцам с серией риторических вопросов. "Зачем вам эти восточные территории? Зачем вам эти люди, которых вы никогда не считали своими? Зачем вам это - чужое? Не вами построенное, не вами начатое..."
Эти вопросы - как квинтэссенция пропаганды, которая столетиями насаждалась Российской империей, Советским Союзом, а теперь - Российской Федерацией. Сначала у украинцев украли историю, заменили ее подделкой, а потом говорят: то, что вы имеете - не ваше, поэтому верните.
Учитывая это, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений необходимость возвращать не только временно оккупированные территории, но и украденное культурно-историческое наследие.
"Дискуссии относительно казацкой истории востока Украины, конечно, еще ведутся. Но возникают они потому, что в противовес историческим аргументам, историческим концепциям, в информационном пространстве находятся чисто идеологические конструкты, которые пытаются зачеркнуть казацкую страницу в истории Мариуполя, а если брать шире - и всей южной и восточной Украины и подать историю этого края исключительно как такую, которая началась после уничтожения Российской империей Вольностей Войска Запорожского.
Для того, чтобы обосновать эксклюзивность российского следа на этих территориях, пытаются замолчать и опорочить казацкую часть истории", - говорит доктор исторических наук Виктор Брехуненко, который много лет посвятил исследованию истории юга и востока Украины казацкого периода.
Фото - "Голос Украины"
В этом контексте Мариуполь был "обворован" несколько раз. У него забрали, как минимум, полвека его истории. Украли казацкое наследие. Спрятали связь с мировым бизнесом, который в 19 веке пришел на его территорию, чтобы среди степей создавать современную промышленность.
В итоге мы получили корявую псевдо историю города, который якобы появился исключительно благодаря усилиям российской императрицы Екатерины II. Развивался лишь благодаря принудительно депортированным народам Крыма. С промышленным потенциалом, созданным исключительно благодаря кровавому диктатору Сталину.
Согласно распространенной версии истории Мариуполя, в 1778 году вблизи Кальмиусской слободы был образован город Павловск (Павлоград), который в 1779 году переименовали в Мариуполь.
То есть взяла Екатерина и придумала город.
Но города не рождаются сразу городами. Города - как дети, сначала маленькие и нестабильные, как, например, зимовники или сторожевые посты. Потом, если людям там комфортно и безопасно, а промыслы дают возможность для заработка, они становятся все больше и больше и превращаются в поселки, паланки и слободы. А дальше - разрастаются и становятся настоящими городами.
Так рождался Харьков и Чернигов, Луцк и Полтава, Мариуполь и Бахмут.
Например, Полтава была основана как форпост на Ивановой горе. Чернигов начинался как укрепленное городище. Винница - как деревянная крепость на Замковой горе. Датой основания Харькова официально считается год, когда ватага казаков под предводительством осадчего Каркача поселилась вблизи харьковского укрепления. Бахмут был основан как сторожевой казацкий пункт. И только дату основания Мариуполя почему-то настойчиво отсчитывали от первого упоминания в качестве города.
Почему же возникает так много противоречий в определении даты основания городов, спросите вы? Ответ заключается в том, что в этом вопросе всегда было слишком много политики. Кроме того, есть определенная неопределенность и в профессиональной среде историков, которые имеют разные взгляды на то, как именно должна определяться дата основания населенного пункта.
На самом деле существует три основных подхода к установлению даты основания города
Первый - устоявшаяся европейская традиция считать дату основания города от первого каменного сооружения на территории современного населенного пункта. Существование таких сооружений может быть подтверждено в исторических документах или во время археологических раскопок.
Например, по этому принципу была установлена дата основания города Сумы. Считается, что в 1655 году на сумские территории пришли переселенцы с Киевщины и построили там каменные защитные сооружения.
Второй самый распространенный принцип установления даты основания города - первое письменное упоминание. Именно так была определена дата основания Луцка - 1085 год (первое упоминание о Луцке в Ипатьевской летописи). Но этот метод часто вызывает дискуссии, а достаточно ли для установления даты основания города только упоминания топонимического названия, например, как сторожевого поста, хутора, зимовника, или даже просто места стоянки. Кроме того, этот метод несовершенен и с точки зрения археологической точности. Ибо как уже отмечалось выше, города не рождаются сразу как города. И прежде чем дорасти до упоминаемого в документах города, населенному пункту надо побыть "малышом" - например, поселком.
Тот же Луцк, согласно археологическим находкам, на 85 лет старше официальной версии своего рождения.
Третий метод хотя и ненаучный, но достаточно распространенный. Он базируется на легендах о городах, художественных произведениях и тому подобное. Такие истории очень привлекательны для туристов, но совершенно точно требуют и научного подтверждения.
Например, легенда об основании Киева братьями Кием, Щеком, Хоривом и сестрой их Лыбедь подтверждается еще и археологическими находками. Хотя некоторые ученые считают, что их возраст даже старше официальной даты основания украинской столицы.
То есть, как мы видим, в деле установления дат основания городов много условностей. Но есть один принцип, который считается обязательной составляющей, каким бы методом не пользовались ученые - это постоянство заселения местности. То есть от даты, которую считают датой основания города, до его современного состояния на территории населенного пункта должны постоянно - непрерывно - проживать люди.
Так какую дату можно считать датой основания Мариуполя
Существует очень много версий, которые называют исследователи истории Мариуполя. Такая их многочисленность объясняется тем, что когда начинались поиски исторической правды о Мариуполе (а это были 60-70 годы прошлого столетия), в распоряжении исследователей было очень мало документальных источников. Однако с годами все больше документов о том периоде становились известными. Соответственно, менялось и мнение ученых относительно даты основания Мариуполя.
Основным источником информации для исследователей в последние годы стал архив Коша Новой Запорожской Сечи. У этого массива документов сложная судьба.
Как отмечают в Институте украинской археографии и источниковедения имени М.С.Грушевского, после ликвидации Новой Запорожской Сечи (1775), ее архив был конфискован. Часть документов вывезли в Санкт-Петербург, остальные - в крепость святой Елизаветы (позже Елизаветград). Впоследствии эту вторую часть комплекса материалов передали в Екатеринослав (ныне Днепрок), а в 40-х годах XIX века - в Одессу. Здесь архив Коша впервые прокомментировал и частично опубликовал Аполлон Скальковский, а после его смерти и другие исследователи. В 1931 году архив переместили в Харьков, а во время Второй мировой войны эвакуировали в г. Златоуст Челябинской области России. С 1944 года из него сформировали фонд в Киеве (365 дел, охватывающих 1713-1776 годы).
Публиковать документы Коша в советское время было запрещено. И только после восстановления независимости документы увидели свет. Ученые получили полный доступ к архиву. В результате были обнародованы новые исследования, которые приоткрывают завесу над вопросом, когда именно был основан Мариуполь.
Приведем вам 4 версии, которые чаще всего называют исследователи (в хронологическом порядке).
1500 год
В январе 2023 года мариупольская городская власть обратилась в Научно-исследовательский институт украиноведения с просьбой подготовить экспертное заключение по установлению украинских корней Мариуполя и исторических истоков основания города.
Директор института Василий Чернец поделился с 0629 результатами работы экспертной группы. В ее состав вошли шесть ученых-историков и доктор философских наук. Комиссия исследовала большой перечень научной литературы по этому вопросу. В частности изучала и исследования работников Мариупольского краеведческого музея.
По мнению экспертной комиссии, считать начало города надо с первых казацких зимовников, которые превратились в постоянное казацкое поселение Домаха - 1500 год.
"Источники и документы, которые были использованы членами экспертной комиссии, дают возможность утверждать, что город Мариуполь основан казаками в начале XVI века как крепость Кальмиус (от реки Кальмиус), которая защищала их от нападений крымских и ногайских татар. По свидетельству исторических источников, именно в этом месте около 1500 года возник казацкий зимовник, который впоследствии трансформировался в казацкий городок с названием Домаха (или Адомаха). По нашему мнению, эту дату можно считать временем основания города Мариуполя, поскольку развитие населенного пункта с этого времени уже не прекращалось", - говорится в отчете комиссии.
В Институте украиноведения отмечают непрерывность линии Домаха - Кальмиус - Павловск - Мариуполь.
Однако у некоторых ученых есть серьезные основания не соглашаться с этой версией.
Во-первых, о существовании городка с названием Домаха очень много упоминаний в различных работах, однако ни одного доказательства его существования - документального или археологического - в них нет.
К тому же, некоторые ученые вообще подвергают сомнению, что устойчивое казацкое поселение на берегу Кальмиуса в те времена было возможным из-за того, что эти земли входили в состав Османской империи.
Кандидат исторических наук Вадим Коробка отмечает, что запорожцы физически не могли создать устойчивое поселение в это время, потому что эта территория контролировалась татарами, которые нападали на казаков.
"Вывод зародыша города из XVI или ХѴІІ веков как центра запорожского казачества имеет сильный привкус новейшего мифотворчества. Нельзя представить казацкий населенный пункт на территории, которая находилась под властью Крымского ханства, а в конце концов Османской империи, в море-океане исламской цивилизации и кочевого мира", - подчеркивает ученый.
1611 год
Одним из первых, кто назвал 1611 год как дату основания Мариуполя, был научный сотрудник Мариупольского краеведческого музея Дмитрий Грушевский. В своей работе "Жданов" он указывает на 1611 год как на первое упоминание казацкого поселения на месте современного Мариуполя - Кальмиусской паланки, которое со временем выросло в большой город с греческим названием Мариуполь.
Грушевский ссылался на архивный документ Центрального государственного исторического архива Украины (фонд 229, опись: 1 единица хранения 152. лист 2). Однако со временем эта страница из архива загадочным образом исчезла, а сам очерк "Жданов" 1971 года издания неожиданно "исчез" в библиотеках.
Известный краевед и исследователь истории Украины-Руси Анатолий Герасимчук так описывает ситуацию с исчезновением архивного документа: "У меня есть под рукой письмо историка Петра Лаврива, автора "Истории юго-восточной Украины". Вот что он пишет: "В 1995 году я ездил в тот архив, но ни в листе 2, ни в последующих письмах указанного дела ни одного упоминания о Кальмиусской паланке не нашел... Я бы согласился с таким выводом, если бы на листе 2 дела 152 под цифрой 2 не было перечеркнуто 27. Всего в деле 152 исправлена нумерация на 15 листах. Я сделал вывод, что Д. Грушевский ссылался на лист 2 правильно, но после него этот и последующие, а также первый лист дела исчезли".
Но Вадим Коробка утверждает, что исправление нумерации - обычная практика для архивов, поэтому это еще не означает, что обязательно какой-то документ был похищен.
Так или иначе, пока не существует документального подтверждения существования устойчивого поселения Кальмиусская паланка в 1611 году.
1743 год
Кандидат исторических наук Владимир Полторак исследовал проблему существования юго-восточных паланок Войска Запорожского 1734-1746 pp.
В его работе упоминается первый полковник Кальмиусской паланки - Василий Кищенский, который руководил паланкой в 1743 году. Поэтому, по этой версии, именно эту дату можно считать датой основания Мариуполя (ведь если существовал кальмиусский полковник, то существовала и паланка, то есть поселение).
Однако ученый отмечает, что тот же полковник Кищенский в архивных документах Коша одновременно упоминается и как Миусский полковник.
"Это дает нам возможность утверждать, что на юго-восточных территориях Войска Запорожского с 1740-х гг. XVIII в. существовала одна юго-восточная паланка, которая в документах в разное время, а иногда и одновременно, называлась Миусской, Еланчицкой и Кальмиусской.
Население паланки занималось сезонным промыслом. Ее территория в период 1742-1746 гг. достигала на востоке Миуса, на юге Чубурской и Ейской кос. Начиная с апреля 1746 г., юго-восточная паланка Войска Запорожского была ограничена Кальмиусом, в устье которого разместился паланковый центр. За паланкой закрепилось название "Кальмиусская"", - отметил Владимир Полторак.
Именно такая более четкая определенность относительно поселения в устье Кальмиуса заставляет другого историка, Вадима Коробку, все же отмечать как дату основания Мариуполя именно 1746-й год, когда юго-восточная паланка Войска Запорожского получила более четкие границы в устье Кальмиуса.
1746 год
В XVII-ХѴІІІ вв., при отсутствии войн между Османской империей и Московским государством, на побережье Азовского моря отправлялись ватаги запорожцев-рыбаков для соответствующего промысла. Но они, по мнению Вадима Коробки, были рассеяны по побережью и стабильного поселения не создали.
Об устойчивом поселении, с деревянными и каменными сооружениями, промышленными объектами, церковью можно говорить только после 1746 года.
"Опираясь на большую источниковую базу, сейчас можно тезисно описать украинский казацкий поселок, который подготовил почву для развития Мариуполя в последующие времена. Населенный пункт запорожцев - Кальмиусская паланка или Кальмиус - был одним из нескольких окружных административно-военных центров Вольностей Войска Запорожского Низового времен Новой Сечи (1734-1775 гг.). Здесь был очаг заселения и хозяйственного освоения Надазовья (преимущественно рыболовецкий промысел), велась торговля. Стабильная Кальмиусская паланку была основана в 1746 г. До нашего времени сохранился документ (донесение киевского генерал-губернатора в Сенат), в котором сообщалось, что запорожские казаки в результате карательной операции, организованной старшиной донского казачества, оказались на р. Кальмиус и "ныне стоят поланкой тамо"", - пишет Вадим Коробка в своем исследовании.
Он подчеркивает, что именно после 1746 года присутствие казаков на территории современного Мариуполя не прекращалось даже после набегов татарской орды. По сведениям историка А. Скальковского, в ходе кампании 1769 г. татарская орда истребила отряд кальмиусского полковника и совершила ужасные опустошения в ведомствах Самарской, Орельской и Протовчанской паланок. Этот печальный факт определенным образом омрачал в целом успешное участие запорожцев в войне. В изложении мариупольских официально признанных краеведов реальное событие, рассказанное А. Скальковским, приобрело легендарный вид: якобы татары разрушили сторожевое укрепление Кальмиус, а весь отряд запорожских казаков во главе с полковником погиб в неравной борьбе с врагом.
Но это не так. "Запорожские казаки остались на Кальмиусе. После разрушения Сечи, Российская империя пожелала создать на месте казацких паланок свои уезды и готовила документы для создания Кальмиусского уезда. Вот в это время имперские администраторы провели перепись населения, в общем, и бывших запорожцев, в частности. Эти переписи доказывают, что поселок Кальмиус не прекратил своего существования. По ведомости, подписанной вероятно в 1775 г. генерал-поручиком П. Текелием, в Кальмиусе в то время жили один казацкий старшина, 311 казаков и 23 рабочих", - отмечает историк.
Поселение продолжило существовать. А это указывает на непрерывность Кальмиуса - Павлограда (Павловска) - Мариуполя.
Вот такие основные версии основания Мариуполя рассматриваются сейчас. Они основываются на тех документах, которые известны и изучены по состоянию на сейчас. Возможно, в будущем будут обнаружены новые документы, и тогда появятся новые факты и версии. А пока что реальная история Мариуполя имеет такие версии.
"К сожалению, в течение 30 лет независимости Украины в школах Мариуполя изучали российскую версию истории и чествовали российскую императрицу как основательницу города. То так получается, что Россия и пришла за своим? Но это не так! - говорит краевед, исследователь и журналист Анатолий Герасимчук. - Если мы не вернем украинским городам настоящую историю (и речь здесь не только о Мариуполе, а и о других городах на востоке и юге Украины), то всегда будут желающие написать тем городам свою историю. Чтобы потом предъявить на них свои права.
Именно поэтому история является такой важной. Потому что отказываясь от своего прошлого, мы можем потерять свое будущее".
Больше материалов об украденной истории Мариуполя читайте по ссылке.