"Амбадасорка еще та". Мариупольчанка продает шоперы с эксклюзивным мерчем, чтобы помочь ремонтировать дроны
Мариупольская активистка Екатерина Храпович два года мечтала воплотить идею, которую она представила за несколько дней до большой войны в хабе "Халабуда". Но реализовать ее помешала большая война. Когда же Екатерина все же рискнула, была удивлена: почти всю первую партию удобных и качественных вещей с креативным мерчем о Мариуполе от ее собственного бренда ABITI выкупили еще на этапе предпродажи. Теперь она планирует не только добавить в коллекцию разнообразный дизайн, но и увеличить ассортимент, где будет много тепла и любви к Востоку Украины.
Заводы, фестивали и... металлическая крошка в легких
Бренд с названием ABITI Екатерина придумала еще в Мариуполе: дословно он означает "одежда" на итальянском. На момент возникновения идеи она активно учила итальянский и ей показалось, что это благозвучное слово легко прочитать и запомнить.
"Да, этой идее уже два года. Появилась она, когда я проходила бизнес-школу в "Халабуде", которая проходила за пару недель до полномасштабного вторжения, - вспоминает девушка. - Нас обучали разным навыкам, а как итог 20 февраля провели своеобразный выпускной, где я и презентовала свои наработки".
Это был не грант на финансирование, а создание презентации, которое помогло Екатерине увидеть этот проект как целостную идею для бизнеса. Она хотела продвигать свой дизайн мерча о Мариуполе, который, шутит она, не было бы стыдно привезти на память о городе.
"Я увидела такую проблему: часто предлагалось что-то либо не очень интересное, либо не очень качественное. А мне хотелось, чтобы было точно, качественно, креативно, - говорит Екатерина. - Потому что наш город разнообразен, а я еще и амбассадор Мариуполя: всегда представляла его друзьям из разных городов и стран. И хотела, чтобы у них было что-то, что из этих путешествий можно с удовольствием взять с собой домой".
Первый дизайн был частично похож на то, чем Екатерина удивила мариупольцев недавно. Она признается, что родился он случайно, когда она подумала о Мариуполе как городе контрастов, где много культурных фестивалей и творческих людей, но происходит все это на фоне промышленных пейзажей. Рисунок был именно на эту тему - место для вечеринок на фоне завода.
"Но впоследствии эта идея трансформировалась, хотя на шопере можно увидеть и море, и трубы заводов. Этот мерч о том, что вы точно заберете с собой из Мариуполя: море в сердце и металлическую крошку в легких. Потому что всем известно, что Мариуполь был центром металлургии и все мы там - люди с металлом", - объясняет символизм идеи Екатерина.
Ехала на три дня, чтобы успокоить родственников
Екатерина говорит, что ей и семье повезло, потому что не пришлось пережить ужасы, которые выпали на долю многих мариупольцев: удалось выехать утром 26 февраля. У них была машина, топливо, но не было водителя. Друзья предложили выехать вместе, на двух машинах, потому что у них было два водителя.
"Когда мы добрались до Днепра, где-то после обеда, то узнали, что город в окружении и кольцо сомкнулось, - вспоминает девушка. - Получается, мы проскочили в последние момент. Дорога не была суперлегкой, мы видели колонны разбитой техники, наши военные на блок-постах рассказывали о боях с диверсантами. Но это не сравнить с тем, что мариупольцы, которые не успели уехать, переживали потом".
Екатерина признается, что и они до последнего не хотели уезжать. Потому что были уверены, что городу для защиты нужны его жители. Но друзья и родственники из других городов так уговаривали, что семья решила выехать на три дня, чтобы они не волновались. Эти три дня растянулись почти на два года.
Не спринт, а марафон
"Сначала выехали в Днепр, но потом семья разъединилась: часть поехала в Черкасскую область, где с 2014 года жили родные из Донецка. А для меня было принципиально что-то делать для победы, а в маленьком населенном пункте я вряд ли смогла бы действовать продуктивно, - объясняет Екатерина. - Я отправилась в Ужгород, где присоединилась к благотворительной организации "Восток СОС". Еще до большой войны я была причастна к их проекту по мониторингу правоохранительных и государственных структур и обучению людей их правам. Основной фокус моей полугодовой работы в Ужгороде - менеджмент коммуникаций. Я работала с партнерами, общалась с представителями СМИ, освещала работу организации, помогала привлекать доноров".
Екатерина говорит, что сначала было много работы - не было выходных, работать приходилось, фактически, 24 на 7. Но когда уже стало понятно, что это не спринт, а марафон, пришлось учиться распределять работу более разумно, чтобы не выгореть эмоционально.
"А год назад я переехала в Киев. Потому что большинство моих друзей были здесь, и очень хотелось оказаться ближе к тем, кто является ценным и важным, - объясняет свое решение Екатерина. - Теперь я проектный менеджер в "Восток СОС" сети безопасных пространств "Уютно SPACE" для девушек и женщин. Мы работаем как с ВПЛ, так и с местными жителями, пострадавшими от войны".
Это пространство помогает адаптироваться после травматических событий, женщинам и девушкам предоставляют разноплановую психосоциальную помощь, предлагают профориентацию и обучение. В таких центрах есть социальные работники, психологи, кейс-менеджеры, обученные поддерживать людей в сложные времена. Пространства работают в Черкассах, Кропивницком, Виннице, Запорожье, Николаеве и Харькове. Недавно открыли "Уютно SPACE" в Одессе.
Помочь "Халабуде", которая много помогла мне
Идею, которая родилась два года назад, Екатерина держала в голове. Но переезды, много работы, неуверенность в актуальности такой инициативы мешали ей рискнуть воплотить ее в жизнь.
"Когда с кем-то общались, обязательно показывала презентацию, а они говорили - давай, попробуй!" - вспоминает девушка, как получала определенные "намеки", что все получится. - А в сентябре 2023-го я была на "Фестивале мыслей", общалась с единомышленниками, а вдруг увидела пост волонтеров из "Халабуды" о сборе средств на ремонт дронов. И поняла - должна наконец начать свое дело, чтобы помочь им. Потому что именно "Халабуда" сделала для меня так много! Я пришла туда в 18 лет, стажировалась, прошла множество интересных программ. Поэтому должна отблагодарить".
И хотя проект ABITI сейчас на начальной стадии, отзывы на эту инициативу Екатерины впечатляют. На своих страницах в социальных сетях она спросила, как мариупольцы относятся к этой идее. И получила положительную реакцию: первые 30 шоперов разошлись еще на стадии предпродажи. Еще пять выкупили очень быстро. Сейчас Екатерина принимает заказы на вторую партию.
"30 экземпляров теперь имеют владельцев в Днепре, Киеве, Львове, Ивано-Франковске, Ужгороде, Черновцах и за рубежом. Благодаря чему 3000 грн уже улетело на ремонт дронов в "Халабуду", - написала девушка на своей странице в Фейсбук. - Еще 5 шоперов, напоминаний о счастливом городе Марии, ищут своих владельцев. А в новом году ждите несколько обновлений".
Цена одного шопера от Екатерины Храпович 550 гривен, сумка имеет одно широкое отделение 38х42 см с застежкой на кнопочке, кармашек 24х24 см и 2 ручки - 50 см и 70 см. Вещь сделана из плотной саржи, вместе с ней мастерица присылает открытку. Отправляет Екатерина по всей Украине и за границу. Мастерица с внимательностью подошла к выбору производителя для нанесения своего мерча - ей было важно, чтобы вещи были не только символическими, но и полезными и долго радовали своих владельцев.
Екатерина планирует продавать не только шоперы, но и свитшоты, футболки, открытки, плакаты. И признается, что, скорее всего, немножко изменит концепцию бренда. Потому что сначала планировала делать мерч, связанный исключительно с Мариуполем. А сейчас, признается, что ей хочется немного расширить фокус на весь Восток страны.
"К сожалению, я вижу тенденцию, что о нашем крае люди знают что-то исключительно в теме войны. А Восток сам по себе прекрасен! Люди, культура, природа... - говорит девушка. - Жаль, что и мой Мариуполь теперь ассоциируется только с тяжелым, а хочется, чтобы помнили и о хорошем".
Она мечтает придумать меткие мерчи о терриконах или культурных особенностях региона. Возможно, удастся реализовать совместные идеи вместе с культурными пространствами в Киеве. А пока свою продукцию Екатерина рекламирует на страницах в Фесбуке и в Инстаграме.
"Пока сложно сказать о масштабе. Хотелось, чтобы тренд стал узнаваемым, чтобы идеи откликнулись многим, - говорит мастерица. - Верю, что получится, хотя, конечно, есть много страхов. Когда начинала, думала: вот, пяти подружкам подарю - и все. Но уже есть примеры, как два шоппера заказали, а потом пишут: а можно еще два?"
Если вы хотите, как и наша героиня, помочь "Халабуде" с ремонтом дронов для ВСУ, вот вам координаты для донатов:
ВОТ БАНКА: https://send.monobank.ua/jar/7JpNrh9pyn
Номер карты банка
5375 4112 0841 3166
5457 0825 0359 9263 Приват