Владислав Зайцев: Миф металлурга победил мифы «за коммунизм» и «за колбасу»
В нашей спецтеме "Говорят мариупольские блогеры" Владислав Зайцев рассуждает, почему миф о металлурге оказался сильнее всех остальных коммунистических мифов, и почему это надо менять
Есть не так много поворотных событий в жизни Мариуполя. Их всего три:
В 1889 году — основание Мариупольского порта, тогда село начало превращаться в город. В 1897 году — основание ММК им. Ильича. В 2014 — начало российско-украинской войны.
Сегодня с уверенностью можно говорить, что самое большое влияние на город оказали заводы. Даже война не так сильно повлияла на Мариуполь.
За более чем столетнюю историю металлические гиганты полностью изменили его жителей, историю, быт, культуру.
Влияние заводов я разделяю на несколько направлений:
1. Экономика. 125 лет назад, с начала работы ММК. им. Ильича, Мариуполь стал моногородом. С тех пор принципиально мало что изменилось как с точки зрения местной экономики, так и с точки зрения технологий производства. Слябы, прокат, агломерат — технологическая вершина мариупольских предприятий.
Недавняя презентация департамента экономики Мариупольского городского совета подтвердила, что Мариуполь все еще серьезно зависит от крупного производства. Если говорить о местном бизнесе — 70,1% налоговых поступлений идет от крупных предприятий и порта. Сюда же входят налоги от бюджетной сферы — военные, местные чиновники и так далее. 29,9% — налоговые поступления от малого и среднего бизнеса.
2. Административный ресурс. Рабочие на заводах всегда голосовали так, как нужно руководству. Отсюда влияние на политику местного и национального уровня.
Журналисты сайта depo.ua провели небольшое исследование, где на примере завода «Азовсталь» показал влияние крупного предприятия на состав Верховной Рады Украины.
Например, в 1998 году народным депутатом на 58-м избирательном округе стал директор по вопросам персонала предприятия «Азовсталь» Анатолий Лытюк. В 2002 на этом же округе нардепом стал Александр Колониари, также HR-менеджер «Азовстали». В 2012 году победил Алексей Белый, бывший директор все того же завода. В 2014-м – выходец из «Азовстали» Сергей Тарута.
Последний и самый яркий пример влияния заводов на местную политику — это местные выборы 2015 года, на которых стал мэром HR-менеджер ММК им Зота Ильича Вадим Бойченко, набрав 74% голосов избирателей. Согласно исследованию Центра общественного контроля «ДІЙ», из 54 депутатов, избранных в горсовет — 14 работают на ММКИ, 7 — сотрудники «Азовстали», 5 — сотрудники других компаний и организаций, связанных с Метинвестом, 1 депутат — работает в ДТЕК. Всего 29 из 54 депутатов или 54% горсовета напрямую связаны с холдингом СКМ Рината Ахметова.
Не берусь судить, искренне ли голосуют работники предприятий за своих бывших директоров и коллег или же это команда сверху, но влияние заводов на выборы очевидна.
3. Патернализм в городской культуре. Патернали́зм (лат. paternus «отцовский, отеческий») — система отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан, которые в обмен на это позволяют диктовать им модели поведения, как публичного, так и частного.
У многих в семье есть заводчане. Мой дед почти 40 лет своей жизни отдал работе на «Азовстали». Десятки лет он работал с 5 утра до 4 вечера, как говорят, от звонка до звонка. Из-за отсутствия образования его карьерная лестница не была высокой, большую часть карьеры он проработал водителем, развозил по заводу газовые баллоны для сварки и прочий инструмент. Он приносил домой молоко и минеральную воду «Ильич-продукт», а лекарства покупал в аптечной сети «Ильич Фарм». Я помню, как отдыхал в лагере по путевке, выданной бесплатно на заводе. А в свою первую спортивную секцию я пошел во Дворце металлургов.
Патернализм возникает тогда, когда тебе все дают сверху — работу, друзей, досуг, отдых. Со временем стирается внутренний стержень самостоятельности и, в конце концов, свободы. Зачем придумывать сложные шаги к успеху, если есть готовый сюжет на заводе? Начинаешь с низов, получаешь образование и лет к 40 становишься начальником цеха — примерно так моя семья рисовала мой “успех” в жизни.
За сто лет монополии на человеческую жизнь миф металлурга победил даже советские мифы — за коммунизм, светлое будущее, за отечество, за колбасу по три копейки. Металлург отдает жизнь производству, остальные идеи для него вторичны.
Празднование Дня металлурга в 2018 году — это как превращать труп в марионетку, заставить ее плясать и делать вид, что труп вовсе не мертв. Для живости образа можно пригласить на подтанцовку всем известных артистов.
В среднем металлург в Мариуполе получает в 5-10 раз меньше, чем его коллеги в Европе. Каждый год мы празднуем день адски работающего за копейки человека. Неужели это именно то, что нужно культивировать в 21 веке в городе, откуда бегут молодые люди?
Демонополизация культуры и экономики — вот задача на десятки лет. Начинать этот процесс нужно в головах, показывая современные примеры работы и образования. Металлургия может быть современной и экологически чистой. Нам крайне необходимо говорить о том, что совсем скоро уже не будет не то чтобы человека, которые лично работает с раскаленным до жидкого состояния металлом, — на производствах просто не будет людей. Их заменят роботами и правильно сделают.
Металлург устал, металлург может уходить. Нам нужно рисовать другую картину будущего.