Азовское море у берегов Мариуполя может стать “пороховой бочкой”
После аннексии Крыма и захвата украинских морских территорий вокруг оккупированного полуострова в районе Черного моря Россия усиливает свое военное присутствие в Азовском море. Возникла угроза перекрытия украинских портов в регионе, ограничения рыбалки и другой экономической деятельности в Азовском море. А корабли РФ могут в любой момент совершить нападение на Мариуполь.
Об этом говорится в материале издания “Радио Свобода”.
«Российские корабли ходят совсем рядом, готовые в любое время напасть с моря. Каждая провокация может перерасти в войну. Мы живем на пороховой бочке», - считает мариупольский волонтер и активист Галина Однорог.
Противостояние в Азовском море началось с задержки украинскими пограничниками украинского рыболовного судна, которое шло из Крыма под российским флагом. Российская сторона назвала эпизод действиями «сомалийских пиратов», и с тех пор аресты и задержания украинских кораблей в Азовском море стали массовыми.
Российские пограничники, которые являются частью службы безопасности России, задерживают украинских рыбаков и обвиняют их в том, что они ловят рыбу в российской эксклюзивной экономической зоне. По украинским официальным данным, только с мая подобные обвинения предъявили 148 украинским и иностранным торговым судам.
Есть соглашение с Украиной от 2003 года, подписанное Леонидом Кучмой. Согласно ему Азовское море является внутренним морем Украины и России, и на него не распространяются международные конвенции. И именно это соглашение привело к тому, что Россия имеет возможность заблокировать выход Украины в Азовское море.
Российские корабли ходят совсем рядом, готовые в любое время напасть с моря. Каждая провокация может перерасти в войну. Мы живем на пороховой бочке
«Морская блокада, которую ввела Россия, прежде всего ведет к экономическим потерям для Украины, во-вторых, она создает большую напряженность в таких городах, как Мариуполь, в меньших городах и селах, где благосостояние людей зависит от рыболовства и морской торговли», - объясняет аналитик Центра Разумкова Алексей Мельник.
Со времени постройки Керченского моста, который преградил путь большим кораблям, 144 корабля не смогли добраться до Мариупольского порта. Малые рыболовные суда перестали удаляться от украинских берегов из-за опасений преследования со стороны ФСБ. Все это, по официальной статистике, уменьшило доходы порта на 30%. Чтобы не увольнять людей, порт перевел некоторых из своих почти трех тысяч работников на четырехдневную рабочую неделю.
Есть проблема с реакцией власти, то есть с ее отсутствием
Украинская власть, по словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, считает ситуацию «стабильной», хотя министр и признает падение на 10% заходов кораблей в Мариуполь и соседний Бердянск.
Заместитель министра иностранных дел Украины по вопросам европейской интеграции Елена Зеркаль в интервью «5 каналу» заявила, что жалоб от судовладельцев не поступало, поэтому «вопрос Азова» имеет «искусственно созданное обострение в информационном поле», а россияне имеют полное право останавливать гражданские суда для досмотра.
Однако людей в Мариуполе такая позиция Киева удивляет и разочаровывает. «Есть проблема с реакцией власти, то есть с ее отсутствием», - говорит Галина Однорог.
Некоторые корабли задерживали более чем на три дня и задержки продолжают расти, говорит главный редактор портала BlackSeaNews, председатель наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрей Клименко.
Это, по его мнению и по мнению представителей Мариупольского порта, приведет к тому, что судовладельцы не захотят брать на себя дополнительные риски и будут покидать Мариупольский порт.
Если Украина не усилит патрулирование, не продемонстрирует свою готовность дать отпор российским кораблям, то это может означать начало аннексии Азовского моря
Украинские и зарубежные эксперты могут только догадываться об истинных намерениях Москвы. Исследователь из Фонда Карнеги Балаш Ярабик считает, что в Москве речь идет не столько о «экономическом наказании» Киева, как о попытке нажать на украинское руководство, чтобы то возобновило водоснабжение Крыма, который высыхает быстрыми темпами. Андрей Клименко говорит, что Москва проверяет, есть ли какая-то реакция со стороны Украины и международного сообщества, перед тем, как принять решение о полной морской блокаде Украины как в Азовском, так и в Черном море.
«Если Украина не усилит патрулирование, не продемонстрирует свою готовность дать отпор российским кораблям, то это может означать начало аннексии Азовского моря», - считает Клименко.
В середине июля украинское военное руководство начало реагировать увеличением патрулирования. Командующий Объединенных сил на Донбассе генерал-лейтенант Сергей Наев сообщил, что наземные силы будут проводить регулярные учения с целью не допустить высадки российского десанта.
Президент Петр Порошенко заявил, что Россия усиливает военное присутствие в Черном и Азовском морях, и приказал военным судам сопровождать в случае необходимости гражданские корабли.
Однако возможности украинского морского флота очень ограничены, особенно после того, как он потерял 80% своих кораблей с аннексией Крыма. Сейчас, по словам представителя охранников морской границы Артема Полякова, на патрулирование Черного и Азовского морей Украина имеет только 70 кораблей.
Чувствуя растущую проблему, Киев обратился к международным партнерам. Проблему Азовского моря включили в заключительную декларацию после саммита с ЕС. В ОБСЕ было направлено письмо с просьбой включить в обязанности наблюдательной миссии фиксировать нарушения не только на суше, но и в территориальных водах Украины. Киев подал в суд на Россию в несколько международных судебных инстанций.
Президент Порошенко заявил, что будет создан новый государственный орган, который будет заниматься именно этим - фиксированием и подготовкой материалов в суд по делу возмещения убытков за аннексию Крыма и войну на Донбассе.