Как мариупольцы решили заработать на борщевом наборе, - ФОТО
Свой плодоовощной бизнес Мария и Сергей Бубновы начали еще в 2011 году. Сначала продавали овощи на рынке в Мариуполе, затем стали расширяться и осуществлять оптовые поставки в супермаркеты. К 2013 году их небольшой семейный бизнес снабжал украинскими фруктами и овощами крупные торговые сети Донецкой и Луганской областей. Но все остановила война. Рынок захлопнулся, логистика нарушена. Нужно было спасать бизнес, переориентируясь только на Мариуполь. И думать о том, в каком направлении развиваться.
“Так и родилась идея не просто продавать овощи, а увеличить их добавленную стоимость за счет предварительной обработки. По простому говоря, продавать сырые, но очищенные, вымытые, измельченные овощи”, - рассказала Мария Бубнова.
В Европе такая форма полуфабрикатов очень популярна. Очищенные и подготовленные к тепловой обработке (жарке, варке и т.д.) овощи очень экономят время хозяек, которое они тратят на приготовление обеда. Практически в каждом супермаркете в ЕС есть стеллажи, где продаются такие овощи.
Аналогичные производства есть уже и в Украине. Например, в Виннице работает завод. Но заказать там для Мариуполя ничего уже нельзя - предприятие полностью забито заказами и новых не принимает.
Есть линия по очистке овощей и во Львове. А вот в Донецкой области такого производства нет.
СУТЬ ИДЕИ
Бежит женщина с работы домой и думает, ну вот что бы ей на скорую руку приготовить, чтобы и вкусно, и быстро. Забегает в супермаркет, хватает очищенную и нашинкованную сырую картошку в вакуумной упаковке, быстро бросает дома на сковороду,и через 15 минут ужин готов.
Или другой пример. Ну кто не любит вкусную, острую морковь по-корейски. Наверное, все, кроме тех женщин, которые из-за этой морковки стирают в кровь пальцы о терку. А тут заходите в супермаркет, покупаете уже очищенную и натертую морковь, заправляете дома маслом, уксусом и специями, и через несколько часов ароматная восточная морковь на обеденном столе.
Сырые овощные полуфабрикаты - это быстро, удобно. И это экологично - для производства полуфабрикатов не требуется никакая химия. Только оборудование для очистки/нарезки и вакуумирования. В общем, идея показалась Бубновым очень перспективной, но оставался главный вопрос…
ГДЕ ДЕНЬГИ БРАТЬ?
Профессиональное оборудование для очистки и шинковки овощей стоит очень дорого.
“Мы изучили, пожалуй, все существующие предложения в этом сегменте. Кое-что, например, вакууматор, приобрели за свои деньги. Но основная часть специальных машин нам была не по карману. Нужно было искать финансирование”, - рассказывают Бубновы.
Оборудование, которое уже купили предприниматели за собственные средства
Решили подать грантовую заявку на программу “Донецкий куркуль”.
Напомним, проект реализуется по инициативе Донецкой областной администрации при совместном финансировании областного и городского бюджетов. Деньги для развития бизнеса выдаются безвозмездно. Профит для области и города такой: работающее предприятие, которое платит налоги в бюджет, и новые рабочие места, от которых тоже идут налоговые поступления в казну.
Бизнес-план в Краматорске защищал Сергей Бубнов.
Он выступал уверенно, ответил на все вопросы, тем не менее, ему отказали в финансировании со словами: “Подавайтесь еще”.
“Я пытался узнать, что было не так в проекте, что нужно исправить. Но никаких пояснений не получил”, - говорит Сергей.
Тем не менее, весной Бубновы повторно подают заявку на участие в “Куркуле” с тем же самым проектом.
“После первой неудачи мы решили пройти подготовку в Ассоциации предпринимателей на базе "Халабуды". Там же было организована тестовая защита проектов - чтобы хорошо подготовиться к настоящей защите в Краматорске. Вот после этой предзащиты нам и стало ясно - защищать проект нужно вдвоем. Так у нас получается лучше”, - рассказала Мария Бубнова.
Как показала практика, это было правильное решение. Проект получил поддержку. На сегодня деньги уже пришли на счет Бубновых, оборудование оплачено. В течение двух месяцев все оно будет в Мариуполе.
Пока у нас остается одна серьезная проблема - помещения. Свободных производственных помещений в Мариуполе нет. Мы бы хотели купить, да нечего. Ищем.
А пока суть да дело, Бубновы делают пробные маленькие партии овощных полуфабрикатов. Уже есть успешный опыт их реализации в “Магазине у дома”.
“Мы можем поставлять самые маленькие партии заказов, чтобы продукция не залеживалась. И можем даже в течение дня привезти новую партию продукции, если предыдущая быстро разошлась. Это очень удобно для мелких торговых точек”.
Очищенная и вымытая картошка, свекла, чеснок, лук, морковь, борщевой набор понравились мариупольским хозяйкам.
“Заинтересованы в нашей продукции и местные рестораны. Например, те заведения, где подают морковь-по-корейски, уже звонят и спрашивают: когда начнутся поставки. Они держат отдельного человека на нарезке моркови, и это очень удорожает продукт”...
Продукция же Бубновых, помимо всего прочего, имеет одно очень важное преимущество…
КОНКУРЕНТНАЯ ЦЕНА
“В одной из торговых сетей Мариуполя и сегодня можно приобрести в незначительных количествах очищенные овощи. Но стоят они очень дорого, потому что чистят их вручную”, - поясняет Мария.
У Бубновых есть сразу два фактора, понижающих стоимость овощных полуфабрикатов.
1.Автоматическая очистка
2. Некондиционное по форме сырье. В каждом магазине всегда остается “кривая” морковь или скрюченный картофель. Покупатели не хотят такой товар приобретать и отбрасывают его в сторону. Им же чистить руками такие овощи неудобно, много отходов, да и долго. А вот в том случае, когда очистка производится машиной, форма сырья не имеет значения. Поэтому Бубновы имеют возможность приобретать сырье для своих полуфабрикатов по минимальным ценам, соответственно и розничная цена их продукции невысока.
А ДАЛЬШЕ...
Уже через пару месяцев Бубновы запустят серийно производство полуфабрикатов из овощей. Их новый бизнес даст Мариуполю новых 4 рабочих места с заработной платой 8 тыс.грн.
Но на этом они не останавливаются.
“Следующим этапом развития станет быстрая заморозка овощей и фруктов. Мы развиваемся и мы видим перспективу”, - с оптимизмом говорят мариупольские предприниматели.
Материал подготовлен в рамках проекта "Голос місцевих ЗМІ".