• Головна
  • 3-4 идеи, которые существенно улучшат жизнь людей в Мариуполе. Интервью с Питером М. Вагнером
Эксклюзив
08:00, 31 січня 2019 р.
Надійне джерело

3-4 идеи, которые существенно улучшат жизнь людей в Мариуполе. Интервью с Питером М. Вагнером

Эксклюзив

Два дня в Мариуполе находилась делегация высокопоставленных чиновников Европейского Союза. Они приехали в Приазовье, чтобы оценить ситуацию в регионе и определиться, где именно помощь ЕС может быть наиболее эффективной.

Мы встретились с руководителем Группы поддержки Украины в Европейской комиссии Питером М. Вагнером, когда делегация уже готовилась покинуть Мариуполь. Удачное время, чтобы расспросить о результатах визита.

- В Украине есть мнение, что такое усиленное внимание ЕС к Приазовью, – это способ помочь нашим гражданам научиться жить сначала без Крыма, Донбасса, а теперь и без Азовского моря. Так ли это?

- Это абсолютно точно не наша идея. У нас уже давно, задолго до конфликта в Керченском проливе, реализуется программа помощи восточной части Украины. Для нас было чрезвычайно важно не предлагать жителям Донбасса ничего такого, что бы зацементировало нынешнюю ситуацию. Для нас было очень важно, чтобы осуществлялось свободное передвижение людей во все стороны, чтобы не прерывались связи между людьми.

- Вы два дня работали в Мариуполе, встречались с очень многими людьми. Какой вам видится ситуация в городе и Приазовье? Соответствует ли ваше представление тому, как презентует этот регион в Европе украинское правительство?

- Я, честно говоря, не знаю, как презентует ваше правительство Приазовье.

Европейский Союз активно работает по всей Украине, и наши программы внедрялись до прошлого года во всех без исключения регионах, в том числе и вдоль линии разграничения на территориях, которые контролируются украинским правительством.

Потом мы решили, что нам нужна специальная программа для востока Украины, потому что здесь есть некоторые особенности: наличие конфликта,тысячи людей, которые переехали с неподконтрольной территории, шесть университетов, другие организации, которые выехали в Мариуполь. И мы хотели, учитывая все эти особенности,в рамках существующей структуры оказания помощи, сделать как можно больше, чтобы улучшить жизнь людей.

Такая же точно логика применяется нами и к Приазовью. У вас очень много вызовов, например, качество питьевой воды. И именнов этой сфере мы стали активными.

Те события, которые мы наблюдали в Керченском проливе, - это задержка судов, блокада Азовского моря, - они имеют не только политическое, но и дополнительное социальное, экономическое и психологическое влияние на регион. И все это мы должны учитывать.

В то же время, работа нашей миссии не означает, что Приазовье – самый проблемный регион в Украине.

Возьмем, к примеру, одну из наших общеукраинских программ – программу децентрализации. Региональные офисы этой программы есть во всех областных центрах Украины. Особенность ее применения в Донецкой области в том, что здесь мы можем открывать такие офисы не только в Краматорске, но и в Мариуполе из-за того, что здесь сложнее условия, в том числе и из-за событий в Азовском море.

Нельзя сказать, что везде хорошо, а в Мариуполе плохо. Но если говорить о Мариуполе, то здесь экология в особо плохом состоянии.

Есть, конечно, некоторые сферы, где ситуация не просто плохая, а очень плохая. Например, качество воды, качество воздуха. Нельзя сказать, что везде хорошо, а в Мариуполе плохо. Но если говорить о Мариуполе, то здесь экология в особо плохом состоянии.

И ту работу, которую можно сделать в этом регионе, мы ее очень хорошо знаем напримере некоторых городов Европейского Союза. Тут нужны структурные изменения. Например, в таких ситуациях, когда определенные отрасли промышленности теряют свое значение, и нужно на этих территориях развивать новые направления экономики, которые будут создавать в регионе новые возможности, в том числе рабочие места.

К примеру, угольная промышленность постепенно исчезает. И некоторые регионы должны были пройти процесс трансформации. И именно в таких сферах мы хотели бы дать целенаправленную помощь.

- А можно ли помощь Европейского Союза целенаправленно дать мариупольскому порту?

- Возможно. Понимаете, мы оценочная миссия. Мы собираем данные. Сейчас в Мариуполе, потом в Бердянске и Мелитополе. В результате поездки мы получим информацию о ситуации на большей части побережья. Мы собираем те идеи, которые могли бы помочь и с решением тех вызовов, с которыми сталкивается порт.

Порт- это один из ключевых элементов истории Мариуполя, его самобытности и экономической структуры. И здесь важно использовать определенные меры, которые могли бы смягчить шок в результате блокады Керченского пролива.

Со своей стороны дипломатические и политические шаги делает Европейский Союз для того, чтобы обеспечить доступ судов к мариупольскому и бердянскому портам в соответствии с международным правом. Но мы рассматриваем и другие возможности. Например, углубление дна, строительство дополнительных объектов в порту,поддержка зерновых терминалов. Насколько я понимаю, сейчас порт занимается на 90% металлопродукцией.

Но я думаю, что способы решения нынешних вызовов должны быть шире, чем только помощь порту. Например, сейчас нужно 17 часов, чтобы доехать поездом из Киева в Мариуполь. А сколько времени нужно, чтобы доехать до Запорожья! Мы сами ехали автотранспортом из Запорожья. И решение транспортной проблемы мы считаем очень важным. Потому что в Мариуполе с одной стороны линия разграничения, с другой – море, а с третьей – отсутствие инфраструктуры.

Мы видим, что нужна помощь людям, которые хотелибы начать здесь собственный бизнес. В некоторых районах все еще нужна гуманитарная помощь, разминирование. Также, безусловно, остается потребность в помощи в сфере медицинского обеспечения.

Очень важно, чтобы мы сделали всё, что возможно, чтобы обеспечить нормальные условия для жизни в регионе.

- А у вас не создается впечатление, что украинские власти сложили руки и все свои проблемы переложили на ЕС? Например, мариупольцы весь 2018 год добивались капитального ремонта трассы Мариуполь - Запорожье. Но дорогу так и не отремонтировали. Ждем, что Европейский Союз поможет…

- Мне трудно говорить об одной конкретной дороге. Но в целом нельзя утверждать, что руководство страны – и это мое личное впечатление – забросило Приазовье. Вероятно, есть причины, почему люди так думают. Я не могу здесь судить. Но в некоторых отраслях мы вместе с правительством работали над проектами и идеями, которые касались непосредственно Мариуполя и Приазовья. Полтора года назад мы были в Мариуполе и открывали общежитиедля переселенцев, реконструированную больницу. Такие проекты всегда реализуются совместно с правительством. Вот и сейчас реализуются программы приобретения новых троллейбусов Мариуполю (этот проект еще продолжается), усовершенствования уличного освещения, улучшения системы канализации. И эти проекты не сработали бы, если бы нас не поддерживало правительство Украины.

- Скажите, сколько, по вашему мнению, нужно времени и денег, что Мариуполь перестал быть «островом», инфраструктурно отрезанным от остальной части Украины?

- Нашей миссии очень трудно оценить так конкретно. Тем более, то, что мы делаем и над чем работаем, мы делаем не одни. Канада, Франция, Япония изучают ситуацию, смотрят, что можно предпринять.

Конечно, в идеале должен бы быть какой-то окончательный проект, чтобы можно было сделать его оценку. Это очень сложно. Но мы убеждены, что есть некоторые конкретные проекты, внедрение которых может очень быстро и очень ощутимо улучшить ситуацию в Мариуполе.

Например, очень трудно построить прямую железную дорогу на Киев. Раньше, чтобы быстро добраться в Киев, или получить более качественные медицинские услуги, можно было доехать до Донецка. Сейчас это невозможно. Но есть участок железной дороги Волноваха – Камыш-Заря, на котором ограничено движение. Но если там улучшить электрификацию, пропускную способность, то можно на несколько часов сократить время поездки в Киев. Это касается и автодорог на Запорожье, на Одессу. Может,там нужен тоннель, может мост или объезд вокруг города где-то. Надо смотреть. Но улучшение этих отдельных участков даст улучшение транспортного сообщения с Мариуполем в целом. И мы надеемся, что на это потребуется не 10 лет, а намного меньше, чтобы люди оченьбыстро ощутили улучшения.

- Вы вернетесь в Брюссель. Что станет результатом вашей поездки в Приазовье?

- Предварительный перечень таких проектов, о возможной реализации которых мы говорили. Это не будет новый поезд Интерсити из Мариуполя до Львова. Мы хотим найти 3-4 инфраструктурных проекта, которые бы решили ситуацию с транспортным сообщением кардинально.

Мы планируем приложить усилия, чтобы улучшить профессионально-техническое образование.И тогда молодежь, которая сейчас сразу после школы уезжает из Мариуполя, возможно, увидит здесь свои перспективы.

Кроме того, я надеюсь, что у нас за следующие 4 недели появятся еще новые дополнительные идеи. Мы очень внимательно слушаем всех наших собеседников в Украине.

Беседовала Анна Романенко

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Приазовье #ЕС #Вагнер
live comments feed...