Кто и как “кормит” Мариуполь. 2018 год в цифрах и фактах
Помните знаменитое “Донбасс кормит всю Украину”? Впервые мы развенчали этот миф в 2014 году, показав в цифрах и фактах статистики, кто и в каком объеме на самом деле кормит страну.
Позже, в 2017-м, мы посчитали, а кто на самом деле “кормит” Мариуполь. Тогда очевидный на первый взгляд ответ (ну как кто кормит - конечно, заводы) оказался совсем не таким очевидным.
От 70 до 80% поступлений общего фонда городского бюджета составляют отчисления по НДФЛ - налогу с доходов физических лиц. То есть налоги с наших с вами зарплат являются основным источником наполнения городского бюджета.
Вот мы и решили посмотреть, какова доля в этом налоге предприятий Метинвеста, мариупольского порта, малого и среднего бизнеса и так далее. Так сказать, поименно.
В 2015 году доля малого и среднего бизнеса в городской казне составила 38%, а “Азовстали” и ММК им. Ильича - совокупно - только 36%. То есть в 2015 году “градообразующими” были вовсе не меткомбинаты, а мелкий и средний бизнес.
В 2016-м, после победы на местных выборах команды Метинвеста, доля отчислений в бюджет от металлургии стала возрастать. Заинтересованные напрямую в росте доходной части, в компании стали перерегистрировать в Мариуполе свои киевские подразделения. В результате доля налоговых отчислений с доходов физических лиц Метинвеста выросла до 48,8%. Доля малого и среднего бизнеса осталась неизменной - 38%.
Мы решили проверить, сохранился ли такой баланс в 2018 году.
Сразу оговоримся - задача сильно усложнилась. Мариупольский муниципалитет закрыл для СМИ данные о налоговых отчислениях по каждому отдельному предприятию. Если раньше для анализа нам достаточно было просто посмотреть отчет об исполнении городского бюджета (все нужные сведения были там), то сейчас этот отчет - пустой, там только общие цифры бюджетных поступлений и расходов.
На наш информационный запрос в муниципалитете заявили, что не располагают запрашиваемыми данными.
В это, конечно, трудно поверить, ведь директор департамента финансов Екатерина Каленик, выступая на февральской сессии городского совета, назвала объем налоговых отчислений по НДФЛ, которые городской бюджет получил от Метинвеста. Следовательно, есть у нее данные и по другим предприятиям. Но официальная позиция оказалась такова: “Мы вам не скажем, потому что не знаем”.
Запрос в налоговую инспекцию был удовлетворен лишь частично - там отказались сообщать данные по каждому конкретному предприятию, но зато сообщили информацию по группам налогоплательщиков.
В общем, собрав информацию по крупицам, предлагаем вам цифровые результаты.
За 2018 год в казну Мариуполя поступило 5 млрд 45 млн грн доходов. Это на 18% больше, чем за 2017 год. Годовой план выполнен на 100, 9%.
Собственных доходов в общий фонд поступило 2 млрд 691 млн грн. (остальное - государственные субвенции).
В доходах общего фонда городского бюджета, без учета официальных трансфертов, наибольший удельный вес принадлежит налогам на доходы физических лиц. Они составили 2 млрд 61 млн грн, или 77%.
Из них:
Метинвест перечислил - 719 млн грн
Малый и средний бизнес - 684 млн 200 тысяч грн
Военнослужащие - 169 млн 495 тыс.
Порт, Азовмаш, коммунальные предприятия - 488 млн 158 тыс.
Пенсионеры - 147 тысяч грн
Как видим, в процентном соотношении финансовый взнос предприятий, расположенных в Мариуполе, практически не изменился (за исключением “Азовмаша”). Хотя если смотреть не в процентах, а в гривнах, то малый и средний бизнес сильно вырос.
По данным Мариупольского городского совета, на сегодняшний день в Мариуполе работают 25692 предприятия. Из них 17344, или 67,5%, - это микробизнес, малый и средний бизнес.
Существенно возросло число частных предпринимателей. Если на 1 января 2018 года их было 13435 человек, то на конец года – 14782.
Удержится ли позитивная тенденция и в этом году? В среде самого бизнеса на этот счет есть большие сомнения. Для пессимизма есть несколько причин.
Давление на бизнес в городе нарастает. Несмотря на мораторий на проверки, в Мариуполе эти проверки проводятся под предлогом соблюдения правил благоустройства.
Пытаясь упорядочить работу мелких предпринимателей, муниципалитет зачастую действует вне правового поля. Пятничная история с кофейней “Veterano Coffee”, когда кофейный киоск предпринимателя снесли без решения суда, без предупреждения - снесли вместе с выручкой и оборудованием - вопиющий, но не единичный случай грубого нарушения законодательства со стороны профильных департаментов горсовета. И мы еще планируем вернуться к этой теме.
Земельные вопросы стали лакмусом избирательности отношения муниципалитета к разным бизнес-структурам. Например, незаконно застроенная рестораном и зоопарком земля в рекреационной зоне Мариуполя фактически сливается юридическим департаментом в Хозяйственном суде. Юристы горсовета просто не являются в суд, чтобы защитить интересы муниципалитета, и лояльный к команде мэра самозастройщик получает себе землю в рекреационной зоне, где вообще по закону ничего нельзя строить капитально. А не лояльный к команде мэра предприниматель, владелец киоска, у которого по договору продление аренды земельного “клаптыка” под киоском должно производиться автоматически, лишается вдруг и земли, и киоска. Симптоматично, не так ли?
От малого можно перейти и к большому - к стратегии развития малого и среднего бизнеса. Мариупольские предприниматели рассказали, что их не привлекали к разработке этого документа. Разработать программу поддержки бизнеса без участия самого бизнеса? Это как минимум странно.
В общем, малый, средний и микробизнес в Мариуполе продолжает наполнять городскую казну, скорее, не благодаря, а вопреки. Ну а мы будем продолжать следить за ситуацией.
Анна Романенко