• Головна
  • О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО
Интервью
09:00, 15 серпня 2020 р.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО

Интервью

Мы дожидались интервью с городским головой с февраля этого года. За это время список актуальных вопросов менялся, как минимум, трижды. Встрече постоянно что-то мешало. То совещания, то коронавирус, то Гордон…

«Дорого берет за интервью?» - интересуемся у мэра. «Я не знаю, платят ему или не платят. Лично я точно не платил. Просто совпало. Так случилось, что я был в Киеве, и в это время позвонил Дмитрий Гордон и предложил интервью. Для меня оно не было комплиментарным. Некоторые вопросы были достаточно колкими», - говорит Вадим Бойченко.

Он разговаривает с нами без маски, но все остальные в горсовете маски не снимают. По крайней мере, в коридорах и приемных.  Перед входом в кабинет мэра секретарь измеряет новым лицам, таким, как мы, температуру. 

К счастью, мы оказались здоровы, а значит, можем проходить и начинать разговор о «здоровье» Мариуполя.

- Мариуполь на пороге большого испытания – избирательной кампании…

- Да, она начнется 5 сентября.

- По факту она уже началась. Ваши избиратели находятся здесь, в Мариуполе, а интервью вы чаще даете в столице. Вы случайно не собрались перебираться в Киев на повышение?

- Не буду скрывать, мне поступали предложения, но я отказался.

- Если не секрет, что предлагали?

- Да нет, не секрет. Мне предложили стать вице-премьер-министром Украины. Я отказался по нескольким причинам. Во-первых, у меня есть социальный контракт с мариупольцами. Я с командой разрабатывал стратегию развития города. Я взял на себя обязательства, и пока что они еще не выполнены. Я хочу сдержать слово и сделать все, что обещал избирателям в 2015 году и даже больше. Потому что то, что мы внесли в стратегию развития, - это больше, чем я обещал на выборах.

Кроме того, у меня есть социальные обязательства перед моей семьёй. Моя жена и на эту-то мою работу не очень соглашалась. Она меня почти не видит.  А уж о Киеве и говорить не приходится.  

Ну и, в-третьих, я считаю и честно об этом сказал, что буду более эффективен здесь, в Мариуполе.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-1

- До недавних пор вы как городской голова находились в комфортных для себя условиях работы, когда большинство в городском совете - это ваша команда. А значит, можно без проблем продвигать любые решения, которые разрабатываются в этих стенах. Но все может измениться уже в октябре. Какие угрозы вы видите от предстоящих местных выборов?

- Очень хорошо, что вы задали этот вопрос. Угрозы действительно существуют. 

Есть примеры в Украине, когда есть хороший мэр в Николаеве Александр Сенкевич, есть хороший, по моему мнению, мэр Запорожья Владимир Буряк, но у них нет поддержки в депутатском корпусе, и соответственно, нет изменений ни в Николаеве ни в Запорожье. Каждый настаивает на своих коммерческих интересах, а страдает город.

Такая ситуация возможна и в Мариуполе, если в горсовет войдут силы не конструктивные.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-2

В этой ситуации я бы очень хотел, чтобы все понимали и разделяли для себя: есть повестка национальная (это пенсии, дешевый газ, остановим войну и другие лозунги, мы их все слышим во время президентской или парламентской кампании, и эти лозунги умирают, как только избирательная кампания завершается) и есть местная повестка (это жилье, дороги, вода, свет и так далее).

И сейчас, когда к нам, извините, начнут прибывать политические парашютисты  из Киева и рассказывать, как нам в Мариуполе надо жить, навязывать нам будущее… Мы сами понимаем это будущее. Никто из Киева не может знать лучше, что нужно горожанам. А значит, у этих людей будут совсем другие цели.

Поэтому я, конечно, сейчас очень переживаю о том, чтобы горсовет был конструктивным, и мы смогли бы выполнить всё то, что начали. Чтобы город наконец получил качественную воду. Чтобы жилье начало строиться.

Я переживаю за бюджет. Потому что в совет могут войти лица, заинтересованные в том, чтобы вернуть старые схемы.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-3

- Поэтому вы решили создать политический блок своего имени? Когда вы его зарегистрировали? Кто вошел в его состав?

- Идея родилась в начале года, когда мы с командой обсуждали перспективы предстоящих местных выборов. 

Мы смотрели на большие общенациональные партии через призму Мариуполя. Что эти партии могут дать городу, как они воспринимаются избирателями в Мариуполе, находят ли поддержку. 

Мы же видели, что происходит в стране, изучали настроения людей, смотрели социологию. Телевизор, я вам скажу, – это страшная вещь. Оттуда на людей льется такой поток дезинформации, но люди верят! Не делам верят, не фактам, а тому, что рассказывают в телевизоре.

Тот же Александр Лашин в 2015 году ходил вокруг меня и рассказывал, что я буду убивать город Мариуполь. А сегодня он вошел в состав Блока Вадима Бойченко, Дмитрий Забавин со свей организацией вошел. Не буду всех перечислять. Я всем им благодарен.

Сегодня работает бренд личности. Слава богу, ко мне есть доверие в городе. В 2015-м уровень доверия к мэру был на уроне 36%, сейчас – 78%. Потому и было принято такое решение создать партию лидерского типа.

В марте мы зарегистрировали блок.

Мне бы, конечно, хотелось, чтобы должность мэра была вне политики. Я не политик, и никогда не хотел им быть. Но так или иначе политика меня в себя затягивает. Приходится становиться политиком, чтобы защитить Мариуполь от реванша.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-4

- Реванша? Каким может быть расклад сил в будущем городском совете, по вашему мнению, и чем это угрожает Мариуполю? Какие сценарии возможны, если ваша сила не наберет большинства в городском совете?

- Я вижу определенную угрозу. И это не угроза суверенитету или безопасности страны. Думаю, даже если в горсовет войдут пророссийские политические партии, повторения 2014 года уже не будет. Слишком изменилась ситуация. Слишком изменились все мы.

- Думаете, раскачка ситуации вроде митингов за федерализацию, как в 2014-м, уже не возможна?

- Уверен, что нет. Мы живем в другой стране. В другом городе. Мы все уже другие. Сегодня на вопрос, кем вы себя идентифицируете, в Мариуполе 67% респондентов отвечают – украинцами. Не буду говорить данные 2015 года, но поверьте, результат был кардинально иным.

Мариуполю угрожает реванш другого рода. Люди, которые сейчас рвутся во власть,  - они хотят денег. Они хотят вернуть себе доступ к городскому бюджету, вернуть старые схемы, которые мы за эти годы искоренили, внедрив абсолютно прозрачные механизмы формирования и расходования бюджетных средств.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-5

Я не могу называть никакие партии, это накануне избирательной кампании было бы неправильно. Но мне бы очень хотелось, чтобы в горсовет вошла конструктивная оппозиция, какая была в текущем составе горсовета.

- Я знаю, что по спискам одной небезызвестной и достаточно популярной среди мариупольцев партии могут пройти те, с кем мы боролись последние 5-7 лет своей работы на сайте 0629, герои наших антикоррупционных расследований, те люди, которых вы уволили и проводили с цветами, вместо того чтобы уволить и инициировать судебные разбирательства по результатам их деятельности.

Вы говорили тогда, что переворачиваете страницу и все начинаете с чистого листа. А теперь «непокаранное зло», вот эти люди снова рвутся во власть. Не считаете ли вы своей ошибкой, что так лояльно поступили?

- Каждый совершает ошибки. Важно это понимать. И не совершать новых.

Люди из старой команды идут во власть за деньгами. И чтобы понять это, достаточно посмотреть на цифры бюджета. До войны бюджет Мариуполя составлял 100 миллионов долларов. Из них на развитие города направлялось только 2 - 4%.

Сейчас мы достигли таких же показателей бюджета по наполнению, но бюджет развития при этом – 40%! Думаю, все понимают, почему. Мы не воруем.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-6

Десятки лет городские коммунальные предприятия были фабрикой по производству убытков. Потому что кому-то это было на руку. В одном только Говодоканале потери воды составляли 57%! Мы сократили потери на 20% и сэкономили за счет этого 80 млн грн! Причем деньги не забрали – оставили на предприятии, чтобы оно могло модернизироваться и развиваться. В этом году впервые за все годы существования Горводоканал перестал быть убыточным. 

Судебные дела… Понимаете, ведь не все так просто. Должна работать правоохранительная системы, суды.

Вы думаете, случайно сгорела бухгалтерия в горсовете в 2014-м? Пожар полыхал в правом крыле здания, а сгорела дотла бухгалтерия в левом крыле. Сгорела вся документация за много лет, все компьютеры. В огне похоронены все коррупционные дела.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-7

Люди, которые работали до нас,  - это люди-флэшки. Они держали в голове большие массивы информации, не раскрывая ее, и я даже уволить их не мог на определенном этапе.

Теперь они хотят вернуть себе то, что утратили. И я очень переживаю за городской бюджет.

- Тем более он так увеличился, да? Реформа децентрализации каким-то образом влияет на местные выборы? 

- Нет-нет. Те решения, которые принимаются, например, об отмене выборов в Сартане – думаю, это не политические решения. Это просто ошибка. В Сартане выборы проводились и в 2015 году, когда была горячая фаза войны, и выбирали президентом Порошенко, и парламентские, и выборы президента Зеленского. Ошибка возникла из-за создания Сартанской ОТГ, куда вошли и прифронтовые посёлки. Конечно, в Широкино проводить выборы нельзя. Но ничто не мешает открыть избирательные участки в Сартане и не открывать в Широкино. Мы уже встречались с руководством страны, объясняли. Выборы в Сартане будут. Ошибку надо исправить.

В остальном, выборы и реформа децентрализации пока друг друга не касаются.

И я хочу сказать, что децентрализация – это вообще не про деньги (и бюджет на самом деле у нас не увеличился.)

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-8

Реформа децентрализации – это про полномочия. Потому и идут споры в некоторых регионах, и мэры некоторых городов сопротивляются реформе.

Там много технических моментов, технических ошибок, когда, например, уже создана какая-то ОТГ, давно и  успешно работает, а ее после перекраивания районов снова разрезают. Конечно, руководители в таких ОТГ выступают против. Но я думаю, что процесс идет, он еще не закрыт, и многие подобные вопросы будут решаться, ошибки устраняться.

- Вы сказали, что децентрализация – это не про деньги. Но помогите разобраться, почему тогда нам со всех экранов и каналов рассказывают, что бюджеты городов увеличились именно благодаря децентрализации?

- Объясняю. Во время реформы децентрализации на первом этапе была изменена структура налогов, и городам дали полномочия распоряжаться своими деньгами. То есть нам больше не нужно просить у казначейства разрешения потратить деньги на то, что громада считает важным.

Но количество денег стало меньше, а не больше.

Вот смотрите. У нас забрали 15% налога от НДФЛ, взамен  дали возможность распоряжаться поступлениями от акцизов за алкоголь.

Но от акцизов в бюджет пришло дополнительно 200 млн грн, а потери 15% НДФЛ составили 1 млрд гривен!

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-9

Зато полномочий у нас прибавилось.

Например, теперь нам в обязанность вменили содержать непрофильных работников с сфере образования – сторожей, уборщиц, поваров и так далее. То есть расходы увеличились на 200 млн грн.

Дотации за проезд пенсионеров и других льготников государство перестало перечислять (а это 280 млн грн), и теперь городской бюджет должен компенсировать проезд льготных категорий. То есть еще на 280 млн грн увеличение расходов.

Так что децентрализация – это исключительно про перераспределение полномочий.

А что касается денег… Мне бы хотелось, чтобы на уровне области и столицы в этом вопросе было больше справедливости.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-10

Вот мы, в Мариуполе, например, не скрываем, сколько зарабатывает город и как тратит эти деньги. А могли бы спрятать эти деньги в коммунальных предприятиях и сказать: нам не хватает, дайте нам еще. Так поступают некоторые города в Донецкой области. И в итоге что получается. К примеру, приходит 2 млрд грн на дороги, и Мариуполь, занимающий треть неоккупированной территории Донецкой области, не получает из них ничего. А другие города в регионе, у которых бюджеты в пересчете на жителя больше, чем у нас, получают эти деньги. 

Это не просто несправедливость. Такими подходами государство финансирует неэффективность, неэффективных менеджеров, которые и с имеющими у них финансовыми ресурсами справиться не могут, а им еще подбрасывают.

Вот почему я говорю о необходимости введения «Общего индекса оценки эффективности» в городах и выделять дополнительное финансирование громадам, исходя из этой оценки.

- А какие полномочия получил Мариуполь в результате образования Мариупольского района?

- Пока не понятно. Мы ничего не знаем, что будет в районе, какие полномочия у районной администрации, будут ли у нее свои деньги.

Если говорить о функции контроля за местными муниципалитетами, то такие полномочия возложены на префекта. Будет ли в районе такая же функция – абсолютно не понятно. Ждем разъяснений.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-11

По идее, деятельность Мариупольского городского совета должна распространяться на весь район. Городу надо пространство для развития. Город будет интенсивно развиваться ближайшие  10-20 лет, это неминуемый процесс. А нам уже сейчас некуда расти. Поэтому создание Мариупольского района – это в перспективе большой Мариуполь.

Но пока не известно, как на самом деле всё это будет функционировать.

- Мэры городов, которые выступают против реформы, бьются за расширение своих полномочий. А многих людей в связи с этим возникают совсем другие опасения – не слишком ли много этих самых полномочий. Не получим ли мы маленьких царьков на местах со своей собственной полицией, таких себе феодалов.

В Мариуполе ведь тоже просматриваютсятакие тенденции, когда полиция открывает уголовные производства на активистов, вышедших на митинг, или на депутатов от оппозиции, начиная проверять их декларации, на что не имеют права. Создается впечатление, что муниципалитет имеет влияние на работу силовиков. А это очень опасная тенденция.

- Послушайте, ну какое влияние. Пока МВД возглавляет Арсен Аваков, никто не может влиять на работу полиции.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-12

Что касается монополии. Я согласен, что это плохо. С монополией в экономике мы боремся, пытаемся диверсифицировать ее. Уже сейчас могу сказать, что вклад Метинвеста в городской бюджет в процентном соотношении сократился до 40%. То есть это уже не монополия. 

Благодаря этому в период кризиса мы могли недополучить в бюджет 200 млн грн, а по факту потери оказались меньше на 50 млн грн.

- Но все равно к Метинвесту остается много вопросов. Вот я хочу вам задать вопрос, за который еще десять лет назад меня бы закидали помидорами и обозвали врагом Мариуполя. У меня есть мечта – перенести «Азовсталь» на площадку ММК им. Ильича. Хочу стоять на холме за ДОСААФом, и чтобы передо мной открывалась перспектива… Совершенно другая перспектива для Мариуполя. Как бы вы оценили, насколько реалистична моя мечта?

- А знаете, мечтайте! Не переставайте мечтать.

О людях-флешках, вицепремьерстве, переносе «Азовстали» и БВБ, - интервью с мэром Мариуполя Вадимом Бойченко, - ФОТО, ВИДЕО, фото-13

Вот я тоже мечтаю. Вот здесь собраны мои мечты (показывает на стопку папочек с разными названиями – «аквапарк», «хоккейная арена» и так далее). И я работаю над их воплощением.

Что касается вашей мечты… Я общаюсь с руководством компании Метинвест. Мой голос там, конечно, ничего не решает, но они там слышат нас. И меняются.

Мы многого уже добились. В этом году аглофабрика перестала дымить. И это же круто. Это большая победа. Там один фильтр  - размером с трехэтажный дом. А всего их таких пять. 200 млн инвестиции чисто в экологию!

Два мартена закрыты, одна аглофабрика закрыта. Есть проект на реконструкцию конвертерного цеха «Азовстали».

Поддерживаю ли я необходимость модернизации заводов? Конечно поддерживаю. Я же такой же житель Мариуполя, как и все. И главное – Метинвест тоже понимает, что ему нужно меняться.

Сейчас в Метинвесте работают над переносом коксохимического производства на площадку комбината Ильича. Это сложная задача, нужно учитывать и экономические, и технические возможности. Но новый коксохим будет строиться уже на новом месте. Сегодня в разговоре со мной Юрий Рыженков (генеральный директор Метинвест-Холдинга – прим.ред.) подтвердил, что там работают над переносом.  

Второй проблемный вопрос – доменное производство комбината Ильича. Сейчас там принимаются временные решения, чтобы не так дымило, а потом есть план перенести доменный цех вглубь завода, на площадку бывшего мартена, и там построить не пять печей, а только две, более технологичные, современные, которые по производительности заменят нынешние пять. 

Они думают о рекультивации земель. В рамках проекта «Вода» мы будем смотреть и на вопросы промышленных стоков. Метинвест взялся за разработку решения с оборотным циклом на «Азовстали», чтобы не сбрасывать воду вообще.

Мы давлеем на них. И этого нельзя отрицать.

Так что мечты сбываются. Не всегда сразу, но сбываются. Вот сейчас уберут с «Азовстали» коксохим, а через 10 лет, кто знает, что будет, может уже и спроса не будет на азовстальскую продукцию, и вообще придется закрывать завод. Никто не знает, всё возможно, и нам надо быть готовыми к любым сценариям.

И не переставать мечтать.

Беседовала Анна Романенко

Фото и видео - Сергея Ваганова 

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Мариуполь #Бойченко

Коментарі

Показувати новий коментар:
внизу вгорі
кто главный
15 серпня 2020 р., 09:31
Бородин пишет, что благодаря его давлению с 2012года Ильича начал меньше дыметь, Бойченко говорит, что это он по секрету их просит.
2015
15 серпня 2020 р., 09:43
Врет как Мерин! В 2015 году его штаб нанял мой коллектив для агитации за Бойченко! Лично обещал нам свою поддержку! После выборов забыл как нас  и звать! Как мужик оказался брехло и подлец! Ну кто ж поверит что он рассказывал Гордону как он живет в кв на левом А как же скупленная недвижимость в Киеве? И схемы коррупции в команде есть! Сколько сайт 0629 даже документы публиковал! Ну и что?
Мира
15 серпня 2020 р., 09:58
Бойченко знает,что Мариуполь - это не только Левый берег и Центр???
Мира
15 серпня 2020 р., 10:01
И это всё? У Гордона было интересней. Разочарование!!!
тот самый мюнхаузер!
15 серпня 2020 р., 10:07
Говорить правду легко и приятно..особенно за чашечкой кофе.  ..я этого не увидел! Красиво стелите товарищ мэр. 17 коммунальных предприятий ....Зеленстрой стригущий траву каждую неделю...да это пустыня! Калечите деревья- но не высаживаете!..Фэмки дороги.фонтаны..убожество архитектуры...это для картинки! А для мариупольцев что? Cамый дорогой проезд( даже в Харькове дешевле)..самое большое кладбище!..рост онко заболеваний и др. связанных с экологией!  Вода с крана это ...жуть болотная!..море...центральный городской пляж и начало Песчаного - как говорят у нас в ..две большие разницы! Средний класс убит маркетологами  метинвеста! ..вообщем Вы строите социализм для своей ячейки метинвеста! а город отдельно! НЕхорошо это! ...первоочередная задача стоит для города! Это безопастноть! воздух! вода! море!!! но не фэмка семейного разлива( присыпали песком по всему город спрятали свои недочеты)! заправки Не Ваши???...какие силы рвуться к власти если Вы и есть монолит начиная от Поживанова Партии регионов! 98 процентов города Ваши!!! ..Дуmaй.! те!
live comments feed...