От выставки в ПГТУ до галерей Нью-Йорка и Испании. Как стать знаменитой. Интервью с мариупольско-киевской художницей Ириной Федоренко (SEMIRA), - ФОТО
Ей лень прорисовывать уши. Портреты, которые она пишет, иногда кажутся схематическими. Но что в них точно есть – так это эмоция, нерв, характер. И глаза, которые, в отличие от ушей, Ирина Федоренко (творческий псевдоним SEMIRA) не ленится прорисовывать самым тщательным образом. Глаза ее героев просто припечатывают каждого, заставляют остановиться.
«Мне кажется, глаза лучше всего передают то, что у человека внутри, что спрятано от всех. А мне интересно как раз это – разглядеть, разгадать человека и запечатлеть это на холсте», - говорит Ирина.
Ирина Федоренко родилась и выросла в Мариуполе. Училась в Приазовском техуниверситете и никогда не думала, что станет известной художницей. Причем далеко за пределами Украины.
Картины Ирины Федоренко выставляются на международных выставках в США, Испании, Словакии, Китае. Ее работы хранятся в Музее современного искусства Энди Уорхола и в частной коллекции его семьи, в Музее истории Киева, во многих частных коллекциях очень известных украинцев. Картины есть и в коллекции бывшего мэра Мариуполя Михаила Поживанова, который помог с организацией первой выставки в Киеве.
Одним словом, сегодня Ирина Федоренко считается в Украине успешным и талантливым художником. Но вот что интересно: она не сделала ничего специально для того, чтобы стать известной. Она просто рисовала, когда ей нравится, и как нравится.
Ирина Федоренко не была в Мариуполе уже два года. И вот после такого перерыва приехала навестить близких. Мы воспользовались моментом, чтобы встретиться и подробно расспросить, как добиться успеха, если ты живешь не в столице, а в очень далеком от большой арт-тусовки Мариуполе.
- Знаете, я никогда не думала, что живопись займет такое большое место в моей жизни. Я рисовала всегда. Но это было для меня просто хобби, не больше. Поэтому и профессию я выбрала такую нехудожественную – я экономист, управленец. Когда только начала учебу в университете, в 2001 году я провела свою первую персональную выставку в Музее ПГТУ, уже тогда у меня было достаточно много работ. Думала, выставлю свои картины для друзей, одногруппников, преподавателей. А случилось так, что на открытие пришло очень много людей. Не знаю, может быть других событий в городе не было в тот день, но у меня на выставке собралась вся городская пресса. Я была к этому совершенно не готова.
После этого я стала по-другому относиться к тому, что делаю.
- Между вашей первой выставкой в Мариуполе и первой выставкой в Киеве прошло семнадцать лет. Чем вы занимались это время?
- Работала. Живопись никогда не была моей основной профессией. Преподавала в университете экономику. Работала в финансовом секторе – руководителем бизнес-направлений в банке. Была директором компании. Потом ушла в политику. Везде было очень много общения с разными людьми. И оказалось, что я устаю от этого, от работы с цифрами, от большой концентрации. Живопись была местом отдыха.
Сейчас моя работа – Агентство защиты авторских и смежных прав, я являюсь Исполнительным директором. Совмещаю эту деятельность с моей работой как художника и искусствоведа.
На самом деле, моя работа, не связанная с искусством, тоже помогает продвигать себя. Потому что в Киеве я известный человек не только как художник. Поэтому мне кажется, если говорить о продвижении себя, - то важно всё.
- В Мариуполе недавно была выставка очень талантливого парня, Владислава Олейника.
- О, я знаю его «Руки».
Они были представлены на выставке в рамках Международного Фестиваля современного искусства «СЛЕДЫ» в Киеве, который я организовываю и провожу уже второй год, совсем скоро - 10 августа откроется новая выставка, посвященная 30-й годовщине Независимости Украины. Очень талантливый молодой человек.
- Скажите, какие шансы у таких талантливых ребят из Мариуполя стать знаменитыми художниками?
- Сложный вопрос. Мне кажется, дело не в точке сидения. Хотя, конечно, в Киеве намного проще добиться того, чтобы тебя заметили. Я думаю, что если ты ставишь цель – прославиться, то это неправильный путь.
Я рисую, потому что не могу не рисовать. Мне все равно, как оценят это другие. Мне важно получить от работы удовольствие самой. Найти свой стиль, свой способ сказать что-то этому миру. Причем сказать так, как еще никто не говорил.
Ведь если взять обычный стакан. Да тысячи раз рисовали этот стакан. А ты сумей нарисовать его так, как этого никто не делал до тебя – вот это и есть искусство.
Портрет Тараса Шевченко - в исполнении Ирины Федоренко
Вы спросили про Владислава. У него блестящая техника. Но станет ли он известным художником, зависит только от него самого. Потому что техникой можно обучить владеть любого. Ну почти любого человека. Сможешь ли ты что-то сказать этому миру так, как еще никто не говорил, - вот в этом ключ к успеху.
- То есть нужен свой «черный квадрат»? Или этикетка от колы?
- Скептически относитесь к современному искусству? Многие не понимают, как «какая-то непонятная мазня» может стоить дороже, чем детально прорисованное полотно. А я поясню.
Как я уже сказала, обучить технике можно почти каждого человека. Сейчас китайцы дошли до совершенства, штампуя копии знаменитых художников. Есть специальные технологии, когда картины делят на фрагменты и воссоздают миллиметр за миллиметром. Это долго, но порой даже эксперты ошибаются и не могут отличить подлинник от оригинала.
А вот картину абстрактную подделать невозможно, понимаете? Художник может брызгать краской на холст, размазывать ее локтями, руками. В общем, делать что он хочет. И это повторить – нельзя. Это уникально. И именно уникальность ценится.
- А как ценятся сегодня ваши работы?
- Мне сложно отвечать на этот вопрос. Я же не пишу специально на продажу.
На Западе есть рынок живописи. Там очень активно работают галереи. И есть традиция приобретать картины как инвестиции. В Украине пока этого нет.
У меня есть оценочная стоимость нескольких работ, которые выставлялись в Нью-Йорке и Лондоне на аукционах– от 5 до 20 тысяч долларов. Но я хочу сказать, что не это главное. Если ты ставишь себе целью – начать зарабатывать, это ошибочный путь. Ну то есть можно, конечно, заниматься интерьерной живописью. Это тоже нужно, и это востребовано. Но это – не искусство.
Я, например, не очень часто пишу картины под заказ. Могу подарить, могу написать для друзей. Но не изначально для продажи. Я пишу для себя. И если картину, от которой я получила удовольствие сама, хотят еще и купить, - это приятный бонус. Но не цель.
Я была рада, когда у меня купили «Джокера». Потому что не могла его закончить. Он как будто привязал меня к себе. Я его дорисовывала и дорисовывала. Потом я его спрятала сама от себя под кровать, чтобы не видеть и перестать его рисовать. Но не удержалась и снова достала (смеется). Хорошо, что его купили. Иначе я его бы бесконечно доводила до совершенства.
- А как вообще вы рисуете? Как это происходит?
- Я жду вдохновения. Как оно появляется и когда – невозможно пояснить. Иногда у меня много свободного времени, а не рисуется.
Был такой случай. Моя подруга попросила выручить и написать портрет ее одноклассника. Он известный человек, и она не знала, что ему подарить на день рождения. И подумала, что портрет был бы хорошим подарком. А мне ну не рисовалось никак. Я отсмотрела тонны видео с этим человеком, кучу фотографий, а образ не рождался. А потом вечером сидим с друзьями у нас дома. 11 вечера уже. Я говорю: вы меня извините, я отлучусь ненадолго. Пошла к себе в комнату и за 40 минут нарисовала портрет. Все опешили. Так тоже бывает.
Но у каждого – свой путь. Не нужно повторять опыт Ирины Федоренко или чей-то еще. Надо просто делать то, что хочется.
- Когда Мариуполь увидит выставку Ирины Федоренко?
- А мы как раз ведем переговоры об этом Есть много сложностей. Надеюсь, они преодолимы.
Беседовала Анна Романенко