Как мариупольский бюджет помогает ч(е)астным компаниям богатеть
В ночное время суток на второстепенных улицах в Мариуполе стали отключать освещение. Причина банальна — в бюджете нет средств. Зато они есть на поддержку частного коммерческого фестиваля Mrpl.city.
Знаете, во сколько обходится городскому бюджету фестиваль, который отгремел в начале августа? И кто на нем заработал, а кто лишь потратился?
Давайте разбираться вместе.
В 2019 году городской музыкальный фестиваль Mrpl.city. «влетел» городскому бюджету почти в 3 миллиона гривен.
Для тех, кто не знает - музыкальный фестиваль Mrpl.city проходит в Мариуполе третий год подряд. Это частный коммерческий проект, который решили поддержать в муниципалитете. Каждое лето на протяжении трех дней пляж поселка Песчаный превращается в музыкальный город. Здесь выступают десятки популярных артистов, работают ночные сцены с электронной музыкой. Действо очень популярное, ежегодно фестиваль посещают около 40 тысяч гостей из Мариуполя и других городов Украины.
Буквально со старта фестивального движения в Мариуполе город начал активно принимать в нем участие и оказывать спонсорскую помощь. В 2017 и 2018 гг. мероприятие курировал коммунальный ДК «Молодежный», в этом году от горсовета фестивальными делами занималось коммунально-коммерческое предприятие «М.ЄХАБ», а главным организатором выступила киевская компания «Fish can fly».
Чтотакое «Fish can fly»?
Общество с ограниченной ответственностью «Fish can fly» занимается организацией развлечений. На сайте компании практически нет информации о ее деятельности. Есть лишь один интересный факт - компания организовывала турне по США и Канаде для российской музыкальной группы Little Big. Кстати, именно она должна была выступать на фестивале в Мариуполе, но из-за болезни солиста выступление отменили.
Согласно реестрам физических и юридических лиц, предприятие «Fish can fly» появилось на свет в августе 2017 года в Киеве. Основатели - Андрей Андреевич и Анна Андреевна Журaвли.
Компания была зарегистрирована после проведения первого музыкального фестиваля Mrpl.city в Мариуполе. Но это отнюдь не значит, что «Fish can fly» не имел к первому мариупольскому фесту никакого отношения. Наоборот!
Дело в том, что фестиваль в июле 2017 года организовывал тот же Андрей Журaвель. Просто тогда он владел другой компанией — под названием «Киев-денс», которая с 2004 года занимается организацией турне артистов и проведением фестивалей по всей Украине.
В 2017 году Журaвель («Киев-денс» - прим. ред) выиграл в Мариуполе сразу несколько тендеров на общую сумму почти 500 тысяч гривен. 66 тыс. грн стоили услуги по установке и обслуживанию металлодетекторов для входа на фестиваль, 199,8 тыс. грн — услуги по использованию дизельных генераторов, 199,8 тыс. грн — услуги ивент-агенства по установке оборудования и обустройства помещений.
Всего «Киев-денс» принимал участие в 23 тендерах (заметим, исключительно в Мариуполе) и практически во всех успешно. Особенно фирме везло в 2018 году. В частности, Журaвель выиграл тендер почти на 4 млн. грн на проведение Дня города.
Вернемся к фирме «Fish can fly». Ее создали Журaвли, а 20 марта 2018 года в «Fish can fly» сменился основатель. Им стал киевлянин Владимир Бpигинец. Думаете, это означает фактический разрыв с прежними основателями? Опять ошибаетесь. Сейчас мы вам покажем, почему.
Известно, что Бpигинец родом из Чернигова. Ранее он работал в Украинском медиахолдинге, у туропертатора «Аромат тур» и в компании «Dreamville», торгующей товарами для дома. Кроме того, согласно реестру Министерства юстиции Украины, Бpигинец в 2014 году стал физическим лицом-предпринимателем и занимается торговлей.
Участвовать в тендерах на оказание услуг в Мариуполе Бpигинец и «Fish can fly» начали в конце прошлого года в Новогодние праздники. Венецианская карусель, стоимостью 1,5 млн. грн — первый тендер, который выиграл Бpигинец. Затем - новый тендер еще на 2,5 млн. (проведение и организация Новогодних праздников).
Единственным конкурентом была вышеупомянутая компания «Киев-Денс» Андрея Журaвля. А дальше — все, как по маслу. «Fish can fly» выигрывает тендеры (с допороговыми суммами) на проведение прямой трансляции праздновании Дня Европы, услуги аниматоров (ростовые куклы) и так далее. Всего компания выиграла 9 тендеров и все — исключительно в Мариуполе.
На поверхности все вроде чисто. Андрей Журaвель основал компанию «Fish can fly» и продал, Вадим Бpигинец купил и продолжил успешное дело своего предшественника.
Но это лишь на поверхности. Мы нашли доказательства того, что на самом деле эти два человека работают в связке — чтобы каждый год беспрепятственно получать миллионы из городского бюджета Мариуполя.
В 2017 году в Одессе проходил крупнейший фестиваль электронной музыки «Ostrov», организатором которого выступил Журaвель. Арт-директором был Владимир Бpигинец.
В 2018 году Бpигинец и Журaвель совместно организовывали фестиваль «Мариуполь-сити». Они оба выступали в СМИ, представляясь организаторами. Кроме того, ранее фирма «Fish can fly» была зарегистрирована по тому же адресу, что и «Киев-денс», и только недавно «Fish can fly» перерегистрировалась.
На своей странице в Фейсбук Бpигинец указывает, что продолжает работать в «Киев-денс», которым руководит Андрей Журaвель. То есть – работают вместе, но на тендерах – конкурируют друг с другом.
Именно «Киев-денс» является организатором фестивалей «Ostrov» (Одесса) и «Zound» (Запорожье). Эта информация имеется на сайте компании. А вот об организации Mrpl.city на сайте ни слова, даже в архиве за 2017 год (хотя тогда именно «Киев-денс» был организатором).
Все это дает основания подозревать, что разделение фирм проведено с единственной целью – для создания видимости конкуренции на тендерах в Мариуполе.
К сожалению, организаторы мариупольского фестиваля отказались отвечать на вопросы, связанные с их коммерческой деятельностью.
Миллионы из бюджета Мариуполя
Мариупольские налогоплательщики – то есть мы с вами — являются главным спонсором фестиваля Mrpl.city.
В 2017 году, помимо затрат на услуги «Киев-Денс», город закупал для него футболки, ручки, кепки, сумки и флаги, а также транспортные услуги. В целом первый фестиваль обошелся городу в примерно в 1 млн. грн.
В 2018 году из городского бюджета на проведение фестиваля Mrpl.city.в Мариуполе было выделено 1,649 млн грн. 195 тыс. грн было потрачено на использование дизель генераторов, 190 тыс. грн – на звуковое обеспечение мероприятий на концертных площадках (работа звукового оборудования), 160 тыс. грн – на обеспечение работы светового оборудования на площадках, а еще 98 тыс. грн стоила установка, настройка и обслуживание металлодетекторов. Также за средства городского бюджета приобретались: футболки с логотипом фестиваля, кепки, ручки, солнцезащитные очки, сумки, силиконовые браслеты и палатки для кемпинга.
В 2019 году сумма опять выросла. На этот раз бюджет потратил на фестиваль 3 млн. грн. Именно такую сумму город заплатил «Fish can fly» за услуги по оснащению территории арт-объектами — входной конструкцией, светящимися кольцами, деревянными дорожками, металлическими листьями пальмы, скамейками, инфо-будкой и гамаками. В этом году футболки за счет города не приобретались, да и в целом сувенирная продукция была только платной.
В интервью 0629, городской голова Вадим Бойченко пообещал, что это последние миллионы, которые город потратит на фестиваль и в следующем году размер помощи из бюджета составит 0 грн. Трудно поверить в это, глядя на то, с какой динамикой размер помощи вырос за 3 года.
Загадочные конкуренты
Тендеры на сумму от 200 тысяч гривен могут проводится только с наличием конкурентов. Этим и можно объяснить тот факт, что большинство тендеров, которые выигрывали киевляне («Киев-денс» и «Fish can fly») составляли 199 тыс грн. Но когда речь идет о нескольких миллионах ситуация меняется — нет конкурента и тендер провален.
3 июня 2019 года в Мариуполе регистрируется 2 фирмы, занимающиеся организацией праздников — это «Джем-ивент» (Эдуард Моспан) и ООО «Студия 52» (Евгений Семикопенко). Обе фирмы зарегистрированы в Мариуполе, а об их руководителях ничего неизвестно.
Первый тендер — организация Дня молодежи в Мариуполе. Цена вопроса 1,1 млн. грн. «Джем-ивент» впервые столкнулся со «Студией 52» и проиграл.
В интервью 0629 городской голова Вадим Бойченко пообещал, что это последние миллионы, которые город потратит на фестиваль, а в следующем году размер помощи из бюджета составит 0 грн. Трудно поверить в это, глядя на то, с какой динамикой она выросла за 3 года.
Калькуляция или пару слов о наваре
Фестиваль — коммерческое мероприятие. Если частная компания на нем не зарабатывает, а лишь несет убытки, то тогда зачем ей такой бизнес?
На фестивале у посетителей деньги берут за все — за вход, еду, напитки, алкоголь, кемпинг и даже зарядку телефонов.
Предприниматели тоже платят организаторам – прежде всего, за аренду торгового места на территории. А еще за электроэнергию, использованную воду и так далее.
По неофициальной информации, в 2018 году за место в зоне фуд-корта с предпринимателей брали по 30 тыс. грн за 3 дня. В 2019 году сумма выросла более чем в два раза.
Мы попросили подтвердить эту информацию организаторов фестиваля, но те отказались говорить, сославшись на коммерческую тайну.
Однако мы таки нашли косвенное подтверждение возросшим расценкам. Несколько предпринимателей, которые работали на фестивале в прошлом году, в этом отказались от участия именно из-за дороговизны. «Организаторы съедают нашу прибыль. Невыгодно работать», - объяснили они.
Наверное, поэтому, если раньше посетителей кормили предприниматели из разных городов Украины, то в 2019-м на фестивале остался только один участник фудкорта. Это местная торговая сеть, выступившая генеральным партнером феста.
Сколько же заработал фестиваль, а сколько потратил?
Простейший способ узнать это – посчитать количество проданных билетов и сравнить их стоимость с заявленными тратами. Однако и здесь 0629 столкнулись с очередным отказом в получении информации. Организаторы не захотели говорить о проданных билетах, опять сославшись на коммерческую тайну.
Вместе с нашим экспертом мы попробовали самостоятельно провести примерную калькуляцию на основе приблизительных данных, озвученных организаторами ранее.
По информации городского совета, в этом году фестиваль посетило 40 тысяч человек. Допустим, около 2 тысяч гостей зашли бесплатно (приглашенные, волонтеры, журналисты). Остальные платили от 550 грн до 750 грн за 3 дня (в зависимости от даты покупки билетов и самого билета (вип или фан). Предположим, 38 тысяч человек заплатили по 550 грн — на выходе мы получаем 21 млн. грн. Добавим сюда доходы от кемпинга, аренды и прочего. Так что можно смело говорить, что доходы от феста составили от 22 до 25 млн грн.
Теперь о затратах. Самые большие — это выступления артистов. Мы не знаем, какие суммы они берут за свое 40-минутное выступление в реальности, но нашли прайсы на выступление групп и артистов на частных корпоративах. Самой дорогой группой оказался «Аквариум» (50 тыс долларов за мероприятие). «Время и стекло» берет за свое выступление 25 тысяч евро, «Бумбокс» - 20 тысяч евро, «Хардкисс» и «Мозги» - по 15 тысяч евро, «Агонь» - 12 тысяч евро, «Ляпис» - 312 тысяч гривен, «Друга ріка» - 200-300 тысяч гривен, Василий Обломов — 5 тысяч долларов, Мишель Андраде — 100 тысяч гривен. Если суммировать, выступления всех этих артистов обошлись организаторам примерно в 5 млн. грн.
Это не все исполнители. Накинем еще миллион.
Добавим расходы на зарплаты сотрудникам, техперсоналу, рекламу и т.д. Округлим затраты до 10 млн. грн.
Но как ни крути, при доходах в 21 млн., получается, что мероприятие чрезвычайно выгодно организаторам.
Они точно остаются в плюсе. Потому что уборку территории, транспортные расходы по доставке гостей феста, зарплату водителям, биотуалеты и их очистку – все это взял на себя город.
Вопрос — почему мариупольцы должны все это оплачивать, в то время как городской бюджет не может наскрести денег на оплату уличного освещения? Почему весьма прибыльные коммерческие концерты, которые с каждым годом все дороже и дороже бессменно организовывает одна и та же компания, для власти важнее, чем безопасность горожан на улицах Мариуполя?
Мы задали этот вопрос городскому голове Вадиму Бойченко, и вот что он ответил:
«Я хочу, чтобы вы понимали, что каждая гривна вложенная в фестиваль, приносит 4 грн экономике города. И поднимает настроение людей, которое получат от этого фестиваля, дает положительную эмоцию полумиллионному городу Мариуполю», - заявил мэр. Настроение мариупольцев, которые вынуждены с опаской передвигаться темными городскими улицами, он не прокомментировал.
Анна Невлер
Проект реализуется в рамках Антикоррупционной инициативы ЕС в Украине (EU Anti-Corruption Initiative, EUACI). EUACI финансируется Европейским Союзом та софинансируется и реализуется Министерством иностранных дел Дании (DANIDA).