Вера в победу и ВСУ. Как война изменила Украину и украинцев: исследование "Рейтинг"
Воспоминания людей о 24 февраля 2022 года говорят о шоке, растерянности, неопределенности, неготовности. Спустя год полномасштабного вторжения, вера в победу составляет 95%, тогда как еще в январе 2022 года составляла 56%. Большинство (63%) считают, что для победы нужно не менее полугода, или же и больше времени.
Об этом говорится в комплексном исследовании "Как война изменила меня и страну. Итоги года", которое провела Социологическая группа "Рейтинг".
Комплексное сравнительное исследование показывает, как изменились взгляды, оценки и жизнь украинцев почти за год полномасштабного вторжения РФ в Украину.
Политические изменения
Фиксируется значительный рост общественной самооценки. Большинство опрошенных оценили положение Украины выше среднего - 4,6 баллов из 7 максимальных, что в 1,5 раза выше показателя 2021 года. Две трети опрошенных оценили будущие перспективы Украины на самом высоком уровне. Главная эмоция, которую испытывают респонденты, думая об Украине - гордость. Вследствие полномасштабного вторжения и героического сопротивления украинского народа этот показатель вырос более чем вдвое - с 34 до 75%.
Произошли изменения и в национальной самоидентификации: абсолютное большинство опрошенных идентифицирует себя как граждан Украины (по сравнению с 2021 годом показатель вырос с 76 до 94%). Половина идентифицируют себя европейцами (двойной рост).
22% украинцев за год войны перешли на более частое использование украинского языка.
Оценивая финансовую ситуацию по итогам 2022 года, две трети опрошенных фиксируют ухудшение своего материального положения, треть - отсутствие изменений. Одновременно, у почти 40% (против 14% в конце 2021 года) произошел рост уверенности в будущем.
Приоритетами для восстановления страны видят восстановление предприятий и рабочих мест и восстановление повреждений, ведь большинство украинцев хотят работы, а не социальной помощи.
Украина переживает сложный период своего развития, переосмысливая свою роль в истории. В целом война способствовала повышению доверия граждан к государственным институтам. Доверие к Вооруженным силам Украины выросло с 65 до 97%, к Президенту - с 36 до 90%.
И если большинство (65%) хотели бы, чтобы Зеленского переизбрали на следующий срок, то работой Верховной Рады больше не довольны (54%), чем довольны (37%). И если бы в ближайшее время проходили выборы, то почти половина искали бы альтернативу среди новых партий.
Произошел рост доверия к СМИ, однако основной особенностью военного времени является резкое изменение каналов коммуникаций и получения информации гражданами. И если доверие к национальным и местным медиа выросло, то частота потребления их новостного контента - наоборот уменьшилась. Зато наблюдается значительный рост у групп и каналов в мессенджерах (с 11 до 41%), а также в YouTube (с 21 до 29%). Сохранили влияние социальные сети (35%).
Одним из прямых последствий российского вторжения стал рост евроатлантических настроений украинцев, где фиксируются рекордные показатели за всю историю страны. На сегодня 87% поддерживают вступление Украины в Европейский союз, 86% - в НАТО.
Если в 2021 году большая часть граждан склонялись к негативному образу государства, то сейчас более половины говорят о выразительно или умеренно положительном образе. Иллюстративным в этом плане является показатель правильного направления страны, который является рекордным за всю историю замеров (за год колебания на уровне 70-80%), основанный на высоком доверии к военно-политическому руководству страны, вере в нашу победу, значительном росте самооценки и гордости за страну, а также реализации стремления народа к евроатлантической интеграции.
Психоэмоциональные изменения и адаптация к войне
С начала полномасштабного вторжения общество демонстрирует высокий уровень жизнестойкости, значение Индекса уменьшилось минимально (с 3.9 до 3.7).
Около 8% считают, что имеют серьезные расстройства, которые сильно влияют на их жизнь. Еще треть - имеют умеренные расстройства.
"Горизонт планирования" является важным показателем адаптации и он не претерпел существенных изменений: 45% пока не планируют свою жизнь вообще. Количество тех, кто имеет планы на несколько лет вперед снизилось с 23% до 19%.
Сейчас негативные эмоции более выражены, чем положительные, а значит печаль (4.8) и злость (4.6) преобладают над радостью (4.1) и вдохновением (4.3), между которыми расположился страх (4.2) и разочарование (4.1). А наиболее выраженными остаются волнение (5.0) и интерес (4.8), которые не являются однозначно ни положительными, ни отрицательными - это зависит от контекста.
За год ощущение любви к себе снизилось, а вот любовь к другим - выросла, сработала тенденция аффилиации (желание быть вместе с другими), индивидуальное здесь уступает коллективному. Украинцы почти так же склонны к самоограничениям, как и полгода назад - более половины (58%) считают, что нужно существенно себя ограничивать в развлечениях и покупках, а 37% склонны думать, что нужно пытаться жить полноценной жизнью.
В начале полномасштабного вторжения 44% украинцев пришлось временно разделиться со своей семьей. Через год таких только 21%. Большинство тех, кому пришлось разделиться с семьей, прошли это испытанием, а у 20% их отношения даже улучшились.
83% считают, что надо быть осторожными с людьми, зато в 2020 году таких было только 54%. Здесь речь идет о доверии как базовой ценности, как доверии к миру, которое подорвано или разрушено войной. Особенно это касается "чужих", или тех, кто такими стал, а казался близким.
Неоднозначно отношение к выехавшим людям: больше всего толерантно относятся к женщинам с детьми, в то же время, к мужчинам призывного возраста отношение наиболее негативное.
Общественно-экономические изменения
Несмотря на полномасштабное вторжение, украинцы остаются гуманным и толерантным обществом, поддержка смертной карты уменьшилась с 52 до 42%.
Одновременно с этим уровень толерантности в обществе во время войны повысился: к ЛГБТ сообществу выросло положительно-нейтральное отношение с 53 до 64%, а к людям, которые не хотят иметь детей (чайлдфри), оно выросло с 57 до 67%.
За год войны несколько снизилась вера в Бога: процент тех, кто не сомневается в его существовании изменился с 60% на 55%.
Общепринятые нормы и ценности стали более определенными, поэтому аномийные настроения перестали доминировать: количество тех, у кого преобладает аномийное состояние (состояние деморализованности) уменьшилось с 72 до 48%. Наибольшее изменение произошло относительно улучшения понимания того, каким правилам следовать и во что нужно верить сегодня.
Война привела к потере работы не менее чем для трети трудоспособного населения, особенно сложная ситуация для переселенцев и жителей зон боевых действий: половина из них потеряли свою работу. Даже из тех, кто смог продолжить работать во время войны, все равно половина испытали уменьшение заработной платы. Самая сложная ситуация с работой была в первые месяцы войны, в дальнейшем люди начали возвращаться к работе. Также после резкого падения желающих заняться собственным делом в начале войны, их количество постепенно восстанавливается.
Основной стратегией действий в случае сокращения дохода остается поиск дополнительного источника (уменьшился с 62 до 54%): многие начали искать вторую работу во время войны или начали больше работать. Однако возможность контролировать свой доход (60%) есть не у всех, это особенно сложно для старших.
Большинство граждан понесли прямые или косвенные последствия полномасштабного вторжения, не понесли потерь только 14%. Больше всего потерь понесли жители восточных регионов, более половины из которых покинули свой дом.
Несмотря на позитивные изменения в обществе, оптимизм и абсолютную веру в победу, война продолжает наносить украинцам непоправимый урон и забирать самое ценное. За последние полгода количество тех, кто потерял родных выросло почти вдвое (с 9 до 17%), как и выросло количество тех, чьи близкие получили ранения (с 8 до 13%). В то же время, фиксируется рост тех, кто говорит об ухудшении состояния здоровья (с 25 до 33%), а также уменьшение количества тех, кто говорит о потере доходов (с 38 до 31%).
Для проведения комплексного исследования было осуществлено три отдельных этапа:
Количественный опрос методом CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing) на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров. Выборочная совокупность: 1000 респондентов. Выборка случайная,
репрезентативная по возрасту, полу и типу поселения. Ошибка репрезентативности исследования с доверительной вероятностью 0,95: не более 3.1%. Сроки проведения: 6-7 февраля 2023 года.
Онлайн опрос методом CAWI (Computer Assisted Web Interviewing) осуществлен на основе случайной выборки мобильных телефонных номеров, на платформе Rating Online. Выборочная совокупность: 600 респондентов. Ошибка репрезентативности: не более 4%. Сроки проведения: 10-13 февраля.
Фокус-групповое исследование с проведением трех онлайн фокус-групповых дискуссий с респондентами из 23 городов и городков Украины. Количество респондентов: 26 Сроки проведения: 4-5 февраля 2023 года.