О крымском вопросе и российско-украинских отношениях. Блог Сергея Клочко
Сергей Клочко родился и вырос в Мариуполе. Учился в Мариупольском государственном университете на кафедре истории и археологии, а теперь получает второе высшее образование по специальности журналистика. Это его исторический блог на сайте 0629. Сегодня он рассказывает о болезненной истории "крымского вопроса".
Одна из существенных причин существования проблемной составляющей во взаимоотношениях между Украиной и Российской Федерацией со времени провозглашения независимости двух государств, с нашей точки зрения, в обоюдно неверном восприятии внешнеполитических интересов и целей. В частности, претензии Москвы на ведущую роль на постсоветском пространстве в Украине рассматриваются как имперские амбиции. Недоверие к России усиливают и дискуссии на великодержавные темы, характерные для российских национал-патриотов, которые накладывают отпечаток на восприятие соответствующим образом российских интересов и целей. А европейский выбор Украины, в частности ее сближение с НАТО и ЕС, рассматриваются значительной частью российской элиты как "предательство" идей "славянского единства", "вековой российско-украинской дружбы" и т.п. Среди факторов, осложняющих атмосферу взаимоотношений между Киевом и Москвой, можно указать также на рецидивы общего советского прошлого, которые дают дополнительный повод для роста напряжения в украинско-российских отношениях. Однако именно крымская проблема традиционно была барометром политического климата, который доминировал в украинско-российских отношениях начиная со времени распада СССР.
Еще в условиях "парада суверенитетов" союзных республик в 1990 г. Комитет государственной безопасности СССР поспособствовал образованию на территории "проблемных" союзных республик автономных образований. Руководство УССР, ища прагматических компромиссов в отношениях с РСФСР, согласилось на закрепление референдумом статуса автономной республики для Крыма. Фактически достижение указанного компромисса сблизило демократическое руководство России во главе с Б. Ельциным, который вел борьбу за власть с президентом СССР М. Горбачевым и пытался наладить с суверенными республиками прямые связи без навязчивого посредничества старого союзного центра, и официальный Киев. Символом этого стало подписание 19 ноября 1990 г. в Киеве во время визита председателя Верховного Совета РСФСР Б. Ельцина договора об основах отношений между УССР и РСФСР, главной целью и задачей которого было "развитие межгосударственных отношений на основе принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы или экономических методов давления, урегулирования спорных проблем согласительными средствами".
Впрочем, сразу после провала августовского путча и провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 г.) Россия взяла на себя функции центра, "собирателя земель", а коммунистически-националистические политические силы этой страны, в частности, настаивали на непризнании существующих в то время государственных границ Украины. Наиболее острой проблемой стал вопрос раздела Черноморского флота бывшего СССР и статус Крыма и города Севастополя.
Сложные и противоречивые переговоры по разделу Черноморского флота СССР проходили в Дагомысе (июнь 1992 г.), Ялте (август 1992 г.), Москве (июнь 1993 г.), Массандре (сентябрь 1993 г.) - до подписания промежуточного соглашения в Сочи (1995 г.). Однако 16 октября 1996 г. Государственная дума РФ утвердила проект закона "О прекращении раздела Черноморского флота", что должно было распространить юрисдикцию Российской Федерации на город Севастополь. Украинская сторона предлагала россиянам арендовать за соответствующую плату на ограниченный период времени инфраструктуру военно-морской базы в Севастополе. В конце концов, 28 мая 1997 г. Украина и Россия подписали соглашения о статусе и условиях пребывания ЧФ и о взаиморасчетах, связанных с распределением ЧФ и пребыванием ЧФ РФ на территории Украины. Указанные документы вступили в силу только 6 июля 1999 г.
Ситуация осложнялась вследствие прихода к власти в АРК сепаратистского руководства во главе с "президентом" Ю. Мешковым.
Конституция Автономии 1992 г. наделила местную власть большими полномочиями, поставив под сомнение даже конфедеративные связи с Украиной. Однако Киев не был склонен к силовым решениям и согласился с созданием Автономной Республики Крым, чтобы локализовать внутренний конфликт между русскоязычным населением и крымскотатарскими репатриантами. После этого тогдашнее крымское руководство взяло курс на расширение своих полномочий и одностороннюю ориентацию на Кремль. В июле 1993 г. Государственная дума РФ приняла скандальное постановление о российском статусе города Севастополя как главной базы единого Черноморского флота, которое было осуждено ООН и всем мировым сообществом. Внутриполитические противоречия в самой России помешали тогда сконцентрировать усилия на "решении" в российскую пользу крымского вопроса.
В то же время политической ошибкой "президента" Ю. Мешкова стала поддержка мятежа российского парламента (Р. Хасбулатова - А. Руцкого) против президента Б. Ельцина. Однако после подавления 3-4 октября 1993 г. "красно-коричневого путча" часть российской политической элиты, ориентированная на Б. Ельцина, не поддержала крымских сепаратистов. Уменьшение финансирования российскими структурами "президента" Ю. Мешкова спровоцировало обострение противоречий между различными фракциями пророссийских политических сил Крыма, прежде всего между "Русским обществом Крыма" и "Русской общиной Крыма".
Обремененный проблемами раздела Черноморский флот в то время прямо не вмешивался во внутриполитические вопросы, поэтому крымские сепаратисты не получили прямой российской военной помощи. Кроме того, Россия была заинтересована добиться от Украины отказа от советского ядерного оружия. Западные страны в этих условиях не допустили выдвижения Россией территориальных претензий к Украине. Гарантии безопасности и территориальной целостности Украины были закреплены 5 декабря 1994 г. на саммите СБСЕ/ОБСЕ в специальном Будапештском меморандуме, подписанном США, Великобританией, Россией, а вскоре еще двумя ядерными державами - Китаем и Францией.
Правда, этот документ был прежде всего политическим, он не имел юридически обязывающей силы, к тому же его существенным недостатком стало отсутствие механизма реализации гарантий в случае нападения на Украину одного из государств-гарантов. Внимание российского руководства с декабря 1994 г. занимала проблема "наведения конституционного порядка" в Чечне. АРК временно отошла на второй план российских интересов, но оставалась в центре стратегических геополитических потребностей, согласно которым Крым считается ключевой точкой контроля за Евразией.
В апреле 1995 г. Государственная дума РФ выступила "гарантом" проведения референдума о "самостоятельности" Крыма, но президент Украины Л. Кучма не допустил такого развития событий.
В конце концов, статус Автономной Республики Крым был закреплен Конституцией Украины 28 июня 1996 г. Поэтому возникли условия для фиксации этого факта в украинско-российских межгосударственных документах. Наконец, Договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией от 31 мая 1997 г. зафиксировал международно-правовые обязательства сторон признавать суверенитет и территориальную целостность друг друга. Также был разделен советский Черноморский флот, а Севастополь до 2017 г. определен основной базой дислокации его российской части. Российская сторона рассматривала оставление на территории украинского Крыма своей военной базы как гарантию от дрейфа Украины в сторону НАТО.
После компромиссного урегулирования конфликтов вокруг Крыма, Севастополя и Черноморского флота так называемый "хронический кризис" в российско-украинских отношениях продолжался, что показал сложный ход процесса ратификации "Большого договора", который патриотически-коммунистическая оппозиция в Государственной думе Федерального собрания РФ обуславливала различными дополнительными требованиями. Например, председатель думского комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Г. Тихонов в начале марта 1998 г. предложил провести "референдумы о государственном единстве народов России и Украины". В сентябре того же года председатель Госдумы Г. Селезнев выступил с заявлением в Верховной Раде Украины с требованием приоритетной ратификации трех базовых договоров о разделе Черноморского флота, четкого определения негативной позиции по расширению НАТО на восток и о вступлении Украины в "союз славянских государств". А в следующем месяце Государственная дума России приняла постановление "В связи с закреплением в Конституции Автономной Республики Крым украинского языка как единственного государственного языка на территории АРК", что стало еще одним формальным проводом затягивания ратификации "Большого договора". В то же время в национал-патриотических кругах российской политической элиты разворачиваются спекуляции относительно так называемой проблемы соотечественников, в частности осуществлялись попытки структурирования и консолидации пророссийских общественно-политических сил на территории Украины, прежде всего в Крыму. Обострялась проблема делимитации и демаркации украинско-российской границы и попыток ее решения в пользу России. Например, в конце 1999 г. делегация правительства Москвы и председатель Верховного Совета Крыма Л. Грач подписали протокол о намерениях сооружения 4,5-километрового транспортного перехода между Керчью и Кубанью через Керченский пролив и создания открытого акционерного общества "Мост Россия - Украина", в котором контрольный пакет акций - 51% - будет принадлежать Москве. 28 января 2003 г. Украина и Россия наконец подписали договор о государственной (сухопутной) границе, откуда были изъяты статьи о морских линиях разграничения в Азовском и Черном морях. 29 сентября, по официальной версии Кремля, руководство Краснодарского края начало строительство дамбы "для восстановления исторической справедливости и соединения острова Коса Тузла с Кубанью". Прецедент территориальных претензий со стороны России был слишком явным, что и вызвало негативную реакцию международных институтов. Однако и после исчерпания этого инцидента доминировала непрозрачность схем управления Керчь-Еникальским проливом, несмотря на подписание РФ и Украиной 24 декабря 2003 г. договора о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
Следующий этап украинско-российского противостояния по Крыму пришелся на период президентства В. Ющенко (2005-2010 гг.).
Все это время украинская сторона добивалась от россиян уточнения правовых условий пребывания в Крыму российского ЧФ и приведения их в соответствие с международными нормами цены аренды военных баз. В ответ российские спецслужбы инспирировали оживление сепаратистского движения на полуострове. В июле 2006 г. было сорвано проведение учений войск Украины и НАТО "Си-Бриз" в Крыму. Усилилась конфронтация в украинско-российских отношениях. Активисты молодежных национально-патриотических движений блокировали базы российских моряков. МИД Украины обвинил российский ЧФ в систематическом нарушении локационных, экологических и других норм соглашений о пребывании ЧФ в Крыму. Масштабный кризис в украинско-российских отношениях имел место в августе 2008 г., когда корабли Черноморского флота принимали активное участие в блокаде черноморского побережья дружественной Украине Грузии. Причем боевое применение подразделений ЧФ во время российско-грузинской войны осуществлялось без согласования с украинской стороной, как это должно было бы быть согласно договоренностям 1997 г. Признание в октябре 2008 г. РФ "независимости" грузинских автономных республик Южной Осетии и Абхазии вдохновило пророссийские силы в Крыму.
Зимой 2009 г. во время президентских выборов в Украине в Крыму почти единодушно был поддержан кандидат В. Янукович.
21 апреля 2010 г. в Харькове уже президент Украины В. Янукович и президент России Д. Медведев подписали соглашение о пролонгации сроков аренды российским ЧФ баз в Крыму до 2042 г. в обмен на чисто символическую скидку цены на газ. Несмотря на протесты национально-патриотических сил в Верховной Раде Украины, харьковские договоренности были ратифицированы. Лишь формально в счет уплаты за аренду баз Украина получила "скидку" 100 долларов за 1000 кубометров российского газа. Не изменились симпатии большинства крымчан и во время выборов в Верховную Раду Украины в октябре 2012 г. Пророссийские силы в Крыму активно поддерживали идею присоединения Украины к Таможенному союзу с Россией, Казахстаном и Белоруссией. В ноябре 2013 г. они приветствовали отказ В. Януковича от запланированного ранее подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. События Евромайдана (21 ноября 2013 - 21 февраля 2014 гг.), проходившие под лозунгами европейского интеграционного выбора Украины, воспринимались на полуострове как "бандеризация" Украины и повод для "самоопределения" в пользу присоединения к России.
Незаконный, непризнанный мировым сообществом так называемый "референдум" 16 марта 2014 г. стал символом когнитивного диссонанса, когда крымчане решили присоединиться к стране, где референдумы конституционно запрещены. Аннексия Крыма фактически означала грубое нарушение Россией условий Договора о дружбе с Украиной от 1997 г. и отказ от равноправного стратегического партнерства с нашей страной. Когда Крым был аннексирован у Украины, Украина отделилась от России и де-факто завершила постсоветский период своей истории. Однако это не значит, что проблематика статуса оккупированного полуострова осталась в прошлом. Этот вопрос - открытая рана для украинско-российских отношений, он ставит под сомнение возможность не только стратегического, но и любого двустороннего сотрудничества.
Больше блогов ЧИТАЙТЕ В НАШЕЙ СПЕЦТЕМЕ.